>
>
>
Отладочный вывод на микроконтроллерах: …

Гость
Статей: 23

Отладочный вывод на микроконтроллерах: как Concepts и Ranges отправили мой printf на покой

Здравствуйте! Меня зовут Александр, и я работаю программистом микроконтроллеров.

Начиная на работе новый проект, я привычно набрасывал в project tree исходники всяческих полезных утилит. И на хедере app_debug.h несколько подзавис.

Мы опубликовали и перевели эту статью с разрешения правообладателя. Автор статьи – Александр Сажин (Ник - Saalur, email - a.y.sazhin@gmail.com). Оригинал опубликован на сайте Habr.

Дело в том, что в декабре прошлого года у GNU Arm Embedded Toolchain вышел релиз 10-2020-q4-major, включающий все GCC 10.2 features, а значит и поддержку Concepts, Ranges, Coroutines вкупе с другими, менее "громкими" новинками С++20.

Воодушевленное новым стандартом воображение рисовало мой будущий С++ код ультрасовременным и лаконично-поэтичным. И старый, добрый printf("Debug message\n") в это благостное видение не очень-то вписывался.

Хотелось бескомпромиссной плюсовой функциональности и стандартных удобств!

float raw[] = {3.1416, 2.7183, 1.618};
array<int, 3> arr{123, 456, 789};

cout << int{2021}       << '\n'
     << float{9.806}    << '\n'
     << raw             << '\n'
     << arr             << '\n'
     << "Hello, Habr!"  << '\n'
     << ("esreveR me!" | views::take(7) | views::reverse ) << '\n';

Ну а если хочется хорошего, зачем же себе отказывать?

Реализуем на С++20 интерфейс потока для отладочного вывода МК, поддерживающий любой подходящий протокол, предусмотренный вендром камня. Легковесный и быстрый, без бойлерплейта. Поддерживающий как блокирующий посимвольный вывод - для нечувствительных к времени выполнения участков кода, так и неблокирующий, для быстрых функций.

Зададим для комфортного чтения кода несколько удобных алиасов:

using base_t = std::uint32_t;
using fast_t = std::uint_fast32_t;
using index_t = std::size_t;

Как известно, в микроконтроллерах неблокирующие алгоритмы передачи данных реализуются на прерываниях и DMA. Для идентификации режимов вывода заведем enum:

enum class BusMode{
  BLOCKING,
  IT,
  DMA,
};

Опишем базовый класс, реализующий логику протоколов, ответственных за отладочный вывод:

[НАЧАЛО БЛОКА SPOILER]

class BusInterface

template<typename T>
class BusInterface{

public:

  using derived_ptr = T*;
    
  static constexpr BusMode mode = T::mode;

  void send (const char arr[], index_t num) noexcept {

    if constexpr (BusMode::BLOCKING == mode){

      derived()->send_block(arr, num);

    } else if (BusMode::IT == mode){

      derived()->send_it(arr, num);

    } else if (BusMode::DMA == mode){

      derived()->send_dma(arr, num);
    }
  }

private:

  derived_ptr derived(void) noexcept{
    return static_cast<derived_ptr>(this);
  }

  void send_block (const char arr[], const index_t num) noexcept {}

  void send_it (const char arr[], const index_t num) noexcept {}

  void send_dma (const char arr[], const index_t num) noexcept {}
};

[КОНЕЦ БЛОКА SPOILER]

Класс реализован по паттерну CRTP, что дает нам преимущества полиморфизма времени компиляции. Класс содержит единственный публичный метод send(), в котором на этапе компиляции, в зависимости от режима вывода, выбирается нужный метод. В качестве аргументов метод принимает указатель на буфер с данными и его полезный размер. На моей практике это самый распространенный формат аргументов в HAL-функциях вендоров МК.

И тогда, например, класс Uart, наследуемый от данного базового класса, будет выглядеть примерно так:

[НАЧАЛО БЛОКА SPOILER]

class Uart

template<BusMode Mode>
class Uart final : public BusInterface<Uart<Mode>> {

private:

  static constexpr BusMode mode = Mode;

  void send_block (const char arr[], const index_t num) noexcept{

    HAL_UART_Transmit(
        &huart,
        bit_cast<std::uint8_t*>(arr),
        std::uint16_t(num),
        base_t{5000}
    );
  }
  
  void send_it (const char arr[], const index_t num) noexcept {

    HAL_UART_Transmit_IT(
          &huart,
          bit_cast<std::uint8_t*>(arr),
          std::uint16_t(num)
    );
  }

  void send_dma (const char arr[], const index_t num) noexcept {

    HAL_UART_Transmit_DMA(
          &huart,
          bit_cast<std::uint8_t*>(arr),
          std::uint16_t(num)
    );
  }

  friend class BusInterface<Uart<BusMode::BLOCKING>>;
  friend class BusInterface<Uart<BusMode::IT>>;
  friend class BusInterface<Uart<BusMode::DMA>>;
};

[КОНЕЦ БЛОКА SPOILER]

По аналогии можно реализовать классы и других протоколов, поддерживаемых микроконтроллером, заменив в методах send_block(), send_it() и send_dma() соответствующие функции HAL. Если протокол передачи данных поддерживает не все режимы, тогда соответствующий метод просто не определяем.

И в завершении этой части заведем короткие алиасы итогового класса Uart:

using UartBlocking = BusInterface<Uart<BusMode::BLOCKING>>;
using UartIt = BusInterface<Uart<BusMode::IT>>;
using UartDma = BusInterface<Uart<BusMode::DMA>>;

Отлично, теперь разработаем класс потока вывода:

[НАЧАЛО БЛОКА SPOILER]

class StreamBase

template <class Bus, char Delim>
class StreamBase final: public StreamStorage
{

public:

  using bus_t = Bus;
  using stream_t = StreamBase<Bus, Delim>;

  static constexpr BusMode mode = bus_t::mode;

  StreamBase() = default;
  ~StreamBase(){ if constexpr (BusMode::BLOCKING != mode) flush(); }
  StreamBase(const StreamBase&) = delete;
  StreamBase& operator= (const StreamBase&) = delete;

  stream_t& operator << (const char_type auto c){

    if constexpr (BusMode::BLOCKING == mode){

      bus.send(&c, 1);

    } else {

      *it = c;
      it = std::next(it);
    }
    return *this;
  }

  stream_t& operator << (const std::floating_point auto f){

    if constexpr (BusMode::BLOCKING == mode){

      auto [ptr, cnt] = NumConvert::to_string_float(f, buffer.data());

      bus.send(ptr, cnt);

    } else {

      auto [ptr, cnt] = NumConvert::to_string_float(
        f, buffer.data() + std::distance(buffer.begin(), it));

      it = std::next(it, cnt);
    }
    return *this;
  }

  stream_t& operator << (const num_type auto n){

    auto [ptr, cnt] = NumConvert::to_string_integer( n, &buffer.back() );

    if constexpr (BusMode::BLOCKING == mode){

      bus.send(ptr, cnt);

    } else {

      auto src = std::prev(buffer.end(), cnt + 1);

      it = std::copy(src, buffer.end(), it);
    }
    return *this;
  }

  stream_t& operator << (const std::ranges::range auto& r){

        std::ranges::for_each(r, [this](const auto val) {
            
            if constexpr (char_type<decltype(val)>){
            
                *this << val;

            } else if (num_type<decltype(val)>
       || std::floating_point<decltype(val)>){

                *this << val << Delim;
            }
        });
    return *this;
  }

private:

  void flush (void) {

    bus.send(buffer.data(),
             std::distance(buffer.begin(), it));

    it = buffer.begin();
  }

  std::span<char> buffer{storage};
  std::span<char>::iterator it{buffer.begin()};

  bus_t bus;
};

[КОНЕЦ БЛОКА SPOILER]

Рассмотрим подробнее его значимые части.

Шаблон класса параметризуется классом протокола, значением Delim типа char и наследуется от класса StreamStorage. Единственная задача последнего - предоставить доступ к массиву char, в котором будут формироваться строки вывода в неблокирующем режиме. Имплементацию здесь не привожу, она вторична к рассматриваемой теме; оставляю на ваше усмотрение или утяните из моего примера в конце статьи. Для удобной и безопасной работы с этим массивом (в примере - storage) мы заведем два приватных члена класса:

std::span<char> buffer{storage};
std::span<char>::iterator it{buffer.begin()};

Delim - разделитель между значениями чисел при выводе содержимого массивов/контейнеров.

Публичные методы класса - это четыре перегрузки operator<<. Три из них - для вывода базовых типов, с которыми наш интерфейс будет работать (char, float и integral type), а четвертая - для вывода содержимого массивов и стандартных контейнеров.

Вот здесь начинается самая вкуснота.

Каждая перегрузка оператора вывода - фактически шаблонная функция, в которой шаблонный параметр ограничен требованиями указанного концепта. Я использую собственные концепты char_type, num_type...

template <typename T>
concept char_type = std::same_as<T, char>;

template <typename T>
concept num_type = std::integral<T> && !char_type<T>;

... и концепты из стандартной библиотеки - std::floating_point и std::ranges::range.

Концепты базовых типов защищают нас от неоднозначных перегрузок, и в комплексе с концептом range позволяет нам реализовать единый алгоритм вывода для любых стандартных контейнеров и массивов.

Логика внутри каждого оператора вывода базового типа проста. В зависимости от режима вывода (блокирующий / не блокирующий) мы или сразу отправляем символ на печать, либо формируем в буфере потока строку. И в момент выхода из функции объект нашего потока разрушается, вызывается деструктор, где приватный метод flush() отправляет заготовленную строку на печать в режиме IT или DMA.

При конвертации числового значения в массив char-ов я отказался от известной идиомы с snprintf() в пользу наработок neiver. Автор в своих публикациях показывает заметное превосходство предложенных им алгоритмов конвертации чисел в строку как в размере бинарника, так и в скорости преобразования. Позаимствованный у него код я инкапсулировал в классе NumConvert, содержащем методы to_string_integer() и to_string_float().

В перегрузке оператора вывода данных массива/контейнера мы с помощью стандартного алгоритма std::ranges::for_each() пробегаемся по содержимому рэйнджа и если элемент удовлетворяет концепту char_type, выводим строку слитно. Если же удовлетворяет концептам num_type или std::floating_point, разделяем значения с помощью заданного значения Delim.

Ну хорошо, мы тут наворотили шаблонов, концептов и прочей плюсовой тяжелой артиллерии. Это ж какой длины мы получим ассемблерную портянку на выходе? Посмотрим два примера:

int main() {
  
  using StreamUartBlocking = StreamBase<UartBlocking, ' '>;
  
  StreamUartBlocking cout;
  
  cout << 'A'; // 1
  cout << ("esreveR me!" | std::views::take(7) | std::views::reverse); // 2
  
  return 0;
}

Выставим флаги компилятора: -std=gnu++20 -Os -fno-exceptions -fno-rtti. Тогда на первом примере мы получим следующий ассемблерный листинг:

main:
        push    {r3, lr}
        movs    r0, #65
        bl      putchar
        movs    r0, #0
        pop     {r3, pc}

На втором:

.LC0:
        .ascii  "esreveR me!\000"
main:
        push    {r3, r4, r5, lr}
        ldr     r5, .L4
        movs    r4, #5
.L3:
        subs    r4, r4, #1
        bcc     .L2
        ldrb    r0, [r5, r4]    @ zero_extendqisi2
        bl      putchar
        b       .L3
.L2:
        movs    r0, #0
        pop     {r3, r4, r5, pc}
.L4:
        .word   .LC0

На мой взгляд, весьма неплохо. Мы получили привычный плюсовой интерфейс потока, удобный вывод числовых значений, контейнеров/массивов, обработку рэнджей прямо в сигнатуре вывода и все это с фактически нулевым оверхедом.

Конечно же, при выводе числовых значений, добавится еще код конвертации числа в строку.

Потестировать онлайн можно здесь (hardware dependent код заменил для наглядности на putchar() ).

Рабочий код проекта смотрите/забирайте отсюда. Там реализован пример из начала статьи.

Это стартовый вариант, для уверенного использования еще требуются некоторые доработки и тесты. Например, нужно предусмотреть механизм синхронизации при неблокирующем выводе - когда, скажем, вывод данных предыдущей функции еще не завершен, а мы в следующей функции уже переписываем буфер новой информацией. Также нужно еще внимательно поэкспериментровать с алгоритмами std::views. Например std::views::drop() при применении ее к строковому литералу или массиву char-ов, взрывается ошибкой "inconsistent directions for distance and bound". Ну что ж, стандарт новый, со временем освоим.

Как это работает можно посмотреть здесь. Проект поднят на двухядерном STM32H745; с одного ядра (480МГц) вывод идет в блокирующем режиме через отладочный интерфейс SWO, код примера выстреливается за 9,2 мкс, со второго(240МГц) - через Uart в режиме DMA, примерно за 20 мкс.

Как-то так.

Спасибо за внимание, буду рад отзывам и замечаниям, а также идеям и примерам, как это безобразие можно улучшить.