metrica
Мы используем куки, чтобы пользоваться сайтом было удобно.
Хорошо
to the top
close form

Заполните форму в два простых шага ниже:

Ваши контактные данные:

Шаг 1
Поздравляем! У вас есть промокод!

Тип желаемой лицензии:

Шаг 2
Team license
Enterprise license
** Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности
close form
Запросите информацию о ценах
Новая лицензия
Продление лицензии
--Выберите валюту--
USD
EUR
RUB
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
Бесплатная лицензия PVS‑Studio для специалистов Microsoft MVP
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
Для получения лицензии для вашего открытого
проекта заполните, пожалуйста, эту форму
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
Мне интересно попробовать плагин на:
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
check circle
Ваше сообщение отправлено.

Мы ответим вам на


Если вы так и не получили ответ, пожалуйста, проверьте папку
Spam/Junk и нажмите на письме кнопку "Не спам".
Так Вы не пропустите ответы от нашей команды.

Вебинар: Трудности при интеграции SAST, как с ними справляться - 04.04

>
>
>
Урок 9. Паттерн 1. Магические числа

Урок 9. Паттерн 1. Магические числа

23 Янв 2012

В некачественном коде часто встречаются магические числовые константы, наличие которых опасно само по себе. При миграции кода на 64-битную платформу эти константы могут сделать код неработоспособным, если участвуют в операциях вычисления адреса, размера объектов или в битовых операциях.

В таблице 1 перечислены основные магические константы, которые могут влиять на работоспособность приложения на новой платформе.

09_Pattern_01_Magic_numbers_ru/image1.png

Таблица 1 - Основные магические значения, опасные при переносе приложений с 32-битной на 64-битную платформу

Следует внимательно изучить код на предмет наличия магических констант и заменить их безопасными константами и выражениями. Для этого можно использовать оператор sizeof(), специальные значения из <limits.h>, <inttypes.h> и так далее.

Приведем несколько ошибок, связанных с использованием магических констант. Самой распространенной является запись в виде числовых значений размеров типов:

1) size_t ArraySize = N * 4;
   intptr_t *Array = (intptr_t *)malloc(ArraySize);
2) size_t values[ARRAY_SIZE];
   memset(values, 0, ARRAY_SIZE * 4);
3) size_t n, r;
   n = n >> (32 - r);

Во всех случаях предполагаем, что размер используемых типов всегда равен 4 байтам. Исправление кода заключается в использовании оператора sizeof():

1) size_t ArraySize = N * sizeof(intptr_t);
   intptr_t *Array = (intptr_t *)malloc(ArraySize);
2) size_t values[ARRAY_SIZE];
   memset(values, 0, ARRAY_SIZE * sizeof(size_t));

или

   memset(values, 0, sizeof(values)); //preferred alternative
3) size_t n, r;
   n = n >> (CHAR_BIT * sizeof(n) - r);

Иногда может потребоваться специфическая константа. В качестве примера мы возьмем значение size_t, где все биты, кроме 4 младших, должны быть заполнены единицами. В 32-битной программе эта константа может быть объявлена следующим образом:

// constant '1111..110000'
const size_t M = 0xFFFFFFF0u;

Это некорректный код в случае 64-битной системы. Такие ошибки очень неприятны, так как запись магических констант может быть осуществлена различными способами и их поиск достаточно трудоемок. К сожалению, нет никаких других путей, кроме как найти и исправить этот код, используя директиву #ifdef или специальный макрос.

#ifdef _WIN64
  #define CONST3264(a) (a##i64)
#else
  #define CONST3264(a)  (a)
#endif
const size_t M = ~CONST3264(0xFu);

Иногда в качестве кода ошибки или другого специального маркера используют значение "-1", записывая его как "0xffffffff". На 64-битной платформе записанное выражение некорректно, и следует явно использовать значение -1. Пример некорректного кода, использующего значение 0xffffffff, как признак ошибки:

#define INVALID_RESULT (0xFFFFFFFFu)
size_t MyStrLen(const char *str) {
  if (str == NULL)
    return INVALID_RESULT;
  ...
  return n;
}
size_t len = MyStrLen(str);
if (len == (size_t)(-1))
  ShowError();

На всякий случай уточним, чему равно значение "(size_t)(-1)" на 64-битной платформе. Можно ошибиться, назвав значение 0x00000000FFFFFFFFu. Согласно правилам языка Си++, сначала значение -1 преобразуется в знаковый эквивалент большего типа, а затем в беззнаковое значение:

int a = -1;           // 0xFFFFFFFFi32
ptrdiff_t b = a;      // 0xFFFFFFFFFFFFFFFFi64
size_t c = size_t(b); // 0xFFFFFFFFFFFFFFFFui64

Таким образом, "(size_t)(-1)" на 64-битной архитектуре представляется значением 0xFFFFFFFFFFFFFFFFui64, которое является максимальным значением для 64-битного типа size_t.

Вернемся к ошибке с INVALID_RESULT. Использование константы 0xFFFFFFFFu приводит к невыполнению условия "len == (size_t)(-1)" в 64-битной программе. Наилучшее решение заключается в изменении кода так, чтобы специальных маркерных значений не требовалось. Если по какой-то причине Вы не можете от них отказаться или считаете нецелесообразным существенные правки кода, то просто используйте честное значение -1.

#define INVALID_RESULT (size_t(-1))
...

Приведем еще один пример, связанный с использованием 0xFFFFFFFF. Код взят из реального приложения для трёхмерного моделирования:

hFileMapping = CreateFileMapping (
    (HANDLE) 0xFFFFFFFF,
    NULL,
    PAGE_READWRITE,
    (DWORD) 0,
    (DWORD) (szBufIm),
    (LPCTSTR) &FileShareNameMap[0]);

Как вы уже правильно догадались, 0xFFFFFFFF здесь также приведет к ошибке на 64-битной системе. Первый аргумент функции CreateFileMapping может иметь значение INVALID_HANDLE_VALUE, объявленное следующим образом:

#define INVALID_HANDLE_VALUE ((HANDLE)(LONG_PTR)-1)

В результате INVALID_HANDLE_VALUE действительно совпадает в 32-битной системе со значением 0xFFFFFFFF. А вот в 64-битной системе в функцию CreateFileMapping будет передано значение 0x00000000FFFFFFFF, в результате чего система посчитает аргумент некорректным и вернет код ошибки. Причина в том, что значение 0xFFFFFFFF имеет БЕЗЗНАКОВЫЙ тип (unsigned int). Значение 0xFFFFFFFF не помещается в тип int и поэтому является типом unsigned. Это тонкий момент, на который следует обратить внимание при переходе на 64-битные системы. Поясним его на примере:

void foo(void *ptr)
{
  cout << ptr << endl;
}
int _tmain(int, _TCHAR *[])
{
  cout << "-1\t\t";
  foo((void *)-1);
  cout << "0xFFFFFFFF\t";
  foo((void *)0xFFFFFFFF);
}

Результат работы 32-битного варианта программы:

-1              FFFFFFFF
0xFFFFFFFF      FFFFFFFF

Результат работы 64-битного варианта программы:

-1              FFFFFFFFFFFFFFFF
0xFFFFFFFF      00000000FFFFFFFF

Диагностика

Статический анализатор PVS-Studio предупреждает о наличии в коде магических констант, имеющих наибольшую опасность при создании 64-битного приложения. Для этого используются диагностические сообщения V112 и V118. Учтите: анализатор сознательно не предупреждает о потенциальной ошибке, если магическая константа определена через макрос. Пример:

#define MB_YESNO  0x00000004L
MessageBox("Are you sure ?", "Question", MB_YESNO);

Если совсем кратко, то причина такого поведения - защита от огромного количества ложных срабатываний. При этом считается, что если программист задает константу через макрос, то он делает это специально, чтобы подчеркнуть ее безопасность. Подробнее с данным вопросом можно познакомиться в записи блога на нашем сайте "Магические константы и функция malloc()".

Авторы курса: Андрей Карпов (karpov@viva64.com), Евгений Рыжков (evg@viva64.com).

Правообладателем курса "Уроки разработки 64-битных приложений на языке Си/Си++" является ООО "Системы программной верификации". Компания занимается разработкой программного обеспечения в области анализа исходного кода программ. Сайт компании: http://www.viva64.com.