Видео – один из самых простых и наиболее привлекательных форматов для восприятия информации. Особенно сейчас, в эпоху TikTok и всё ещё YouTube. Неудивительно, что для продвижения бизнеса часто выбирается именно этот формат.
Мы в PVS-Studio стараемся идти в ногу со временем и, развивая свой YouTube канал, много экспериментируем: что-то получается, а что-то — нет. Здесь мы расскажем нашу историю работы с этим инструментом и поделимся опытом, который может быть полезен как начинающим YouTube блогерам, так и каналам с готовой базой подписчиков.
Надо сказать, что видео – это та область, куда мы всегда нет-нет да поглядывали. Короткие развлекательные и не очень короткие познавательные видео были частью нашего контента. Но у всего этого не было чёткой структуры и плана. Можно что-то заснять? Отлично! А зачем и какую цель это решает? Тогда у всех было своё понятие, и насчёт общего видения договориться не удалось.
И вот как-то нам понадобилось подготовить учебный материал для наших стажёров. Решили, что видеоформат здесь подойдёт лучше всего, а в качестве площадки, конечно, – YouTube. Стажёры остались довольны. А вместе с ними и больше тысячи людей, которые в итоге подписались на наш канал с этими видео.
Это были лекции по C++ программированию, которые, судя по статистике, до сих пор пользуются спросом. Люди начали просить ещё и ещё. Но производство видео, особенно такого плана, – очень энергозатратный процесс. Про это, кстати, я чуть позже ещё расскажу.
Стало понятно, что забрасывать канал не вариант, поэтому мы решили основательно взяться за его продвижение. И если уж не лекции, то снимать полезные ролики для программистов и заодно про наш продукт.
Итак, теперь перед нами стояла чёткая задача – продвижение канала. Мы расписали контент-план и готовы были творить. Но к самому процессу съёмок решили подойти нестандартно – мы же всё-таки маркетологи. Нам показалось, что снимать в офисе — слишком простая задача со своими минусами, поэтому чуть усложняем: собираем спикеров, камеры, штативы и уезжаем на неделю загород. Называем это видеомарафоном.
Я не буду здесь останавливаться и описывать подробности – за меня это уже сделала моя коллега и организатор мероприятия в своей статье. Я же напишу про результаты и свой взгляд со стороны.
Как оказалось, материал получился не такого высокого качества, как мы рисовали у себя в голове. Только пара-тройка видео попала на канал после постобработки. Нам не хватило опыта почти во всех задействованных областях: от сценария до монтажа. И видение конечного результата у нас очень различалось, не говоря уже про нехватку ресурсов и времени. Мы поняли, что такой формат требует серьезных доработок, если мы когда-то решим это снова повторить. Тем не менее, мы не расстроились — это был хороший опыт и нам просто удалось отвлечься от обычных офисных будней.
Опубликовав отснятый материал, мы принялись за разработку другой стратегии развития канала. А точнее, двух каналов. Да, на тот момент мы пришли к выводу, что нам нужно разделить аудитории, чтобы не обделять англоязычную часть, которая, надо признать, составляет львиную долю всей целевой аудитории. По сути, мы публиковали два ролика-близнеца на двух языках: русском и английском.
Видео были в основном посвящены нашему продукту, статическому анализатору кода, и работе с ним. Но в план входили ролики и с более широкими темами, не связанные напрямую с анализатором. Для съёмок мы оборудовали целую студию, закупили нужную технику – в общем, всё, как у настоящих блогеров.
Как скоро мы поняли, что делаем двойную работу, а выхлопа больше не становится? Примерно не очень скоро. Около полугода всеми процессами, от написания сценария до монтажа видео, занимался мой коллега в одиночку. И чтобы осветить одну тему (читайте два видео), уходило около месяца. Естественно, это не очень хорошо сказывалось на активности и статистике каналов. А коллеге было сложно работать в режиме многозадачности.
Со временем, к счастью, удалось привлечь других людей и отдать часть работы им. К примеру, монтажом стал заниматься наш дизайнер. А одним из дикторов стала я. С того момента, в общем-то, и началась моя история с видеомаркетингом.
Тут не будет истории про "успешный успех", несмотря на подзаголовок. Тут, скорее, будет история про преодоление себя и случай, который привёл к чему-то большему, чем изначально ожидалось.
До своего "звёздного часа" на YouTube в нашей компании я отвечала за SMM. Занималась я себе продвижением в сетях, пока не предложила коллеге своё участие в видео – хотелось как-то помочь. С условием, что это будет запись на английском. Мое лингвистическое прошлое, видимо, слишком сильно во мне засело. Да и просто люблю я очень этот язык, особенно его "мелодию". По-моему, тут просто все звёзды сошлись.
За исключением того, что перед камерой я работать не умела и речь моя была очень тихой и неуверенной. В общем, такой себе диктор, если честно. Всё это было достаточно заметно, особенно с голосом на монтаже: громкость приходилось выкручивать до максимума.
Казалось бы, у нас ведь не школа телевидения и журналистики – зачем на это вообще обращать внимание? Хотя забавно, что именно этим я какое-то время и занималась в школе, но ничего путного из этого не вышло. Но в этот раз мне повезло – мой коллега отнёсся к этому с некой долей перфекционизма. Он показал мне, что над голосом и подачей вполне реально работать и проблему с тихой речью тоже возможно исправить. Тут, как и практически во всём, нужны желание и практика.
Чтобы лучше понять анатомию голоса и какие действия, собственно, улучшат его звучание, я на несколько месяцев засела за изучение теории. В ход пошли статьи, видеоуроки, книга и курс. В большей степени мне помогли последние два пункта — я рекомендую начать изучать этот вопрос именно с них. Надо сказать, я была удивлена, насколько много разных тонкостей есть в этом, не побоюсь этого слова, искусстве. И насколько это влияет на многие сферы нашей жизни: карьеру, отношения.
Упражнений на устранение определённой проблемы с голосом есть огромное множество. Чтобы привыкнуть громче говорить, я начала делать это в повседневной жизни, просто общаясь с друзьями или, что ещё труднее, с незнакомыми людьми. Но основным моим полем боя была, конечно, наша студия.
С каждым видео у меня получалось всё лучше – это вполне реально заметить, если сравнить самое первое видео с моим участием и одно из последних. Моя заинтересованность в видеомаркетинге всё больше росла. Тут я нашла для себя сразу несколько приносящих удовольствие вещей: дикторство (да еще и на английском!) и написание сценария. И уже сейчас я иногда даю рекомендации тем, у кого никогда не было опыта участия в съемках: как лучше что-то сказать, с какой интонацией и прочее. Поэтому у нас получается вовлекать разных людей в процесс. Осталось только освоить тонкости монтажа — и я смогу взять на себя почти все этапы производства видео, которые у нас сейчас есть. Кстати, об этом.
Как я уже говорила ранее, процесс создания видео не так прост, как кажется на первый взгляд. Тут нужно грамотное планирование и стратегия продвижения, навык писательства, техническая подкованность, навык дикторства и монтажа. На какие этапы делится производство одного видео в нашей компании?
Всё начинается с подбора темы. Оценивается её актуальность, полезность и наша экспертиза в этой области. В основном, мы пишем сценарии сами, перерабатывая существующий у нас контент, к примеру статью в нашем блоге. Или обращаемся за помощью к программистам, если тема слишком узкая и требует дополнительных знаний. На написание текста уходит от двух до четырёх рабочих дней.
Когда материал готов, мы отдаём его на перевод. Хочу отметить, что стиль наших статей и сценариев довольно сильно отличается. В видео мы используем больше неформальной речи. Поэтому наши специалисты работают ещё и над тем, чтобы сделать текст перевода максимально "нативным". На перевод уходит от двух до трёх рабочих дней.
Дальше начинается самая интересная часть – съёмка. Проверяем и настраиваем технику, строим композицию и начинаем. Суфлёра у нас нет, поэтому весь текст мы заучиваем по кусочкам. Так даже получается живее и интереснее. Но ради экономии времени и сил думаем всё же прибегнуть к помощи этого "чуда техники". Закадровую же часть мы записываем отдельно, просто зачитывая текст. На всё это обычно уходит один рабочий день.
После начинается, пожалуй, самое сложное – монтаж. Это объёмная задача, которая отнимает больше всего времени и сил. Тут могут всплывать различные мелкие косяки, которые затормаживают всё. Например, не записан небольшой кусочек озвучки или вообще плохое качество звука. Но такое у нас было только в начале налаживания всего процесса. В большей степени благодаря таким косякам мы и усовершенствовали его, так что их не нужно бояться. Сейчас же всё более-менее проходит гладко и занимает от 4 до 6 рабочих дней.
Самое приятное – когда видео готово и его можно публиковать. Но и это небыстрый процесс, потому что помимо названия, описания, обложки и всего прочего, нужно загрузить субтитры. Мы добавляем их и на русском, и на английском. Первые – как замена нашему каналу на русском языке. Обычно на то, чтобы добавить их и скорректировать, уходит 1-2 часа, в зависимости от продолжительности видео.
И, наконец, наступает время продвижения видео. Мы используем как посевы в сетях, так и платную рекламу на YouTube. В основном, это Instream и Discovery форматы. Помимо этого, мы не можем не воспользоваться нашим давно изведанным инструментом и рекламируем канал через интеграции у видеоблогеров.
Но тут ещё важно понимать, что многое зависит и от темы. Видео с популярными, общими темами раскручивать не приходится – зритель их сам находит. Тут просто важно подобрать хорошее, отражающее суть название с ключевыми словами. Кстати, субтитры мы тоже отчасти начали добавлять именно поэтому – это увеличивает охват. Более узкие, направленные на продукт видео мы сразу подталкиваем платной рекламой и добавляем на сайт в соответствующие разделы. Таким образом, контент можно и почитать, и посмотреть, в зависимости от того, какой формат ближе посетителю сайта.
В принципе, сколько угодно. В нашем случае — два. Я руковожу всеми этапами (от идеи до публикации), а мой коллега помогает с продвижением. Но тут всё зависит от возможностей компании и от специалиста, который занимается этим направлением.
К примеру, пока мне удобно проделывать и контролировать весь процесс самой. И это не потому, что я такой "единоличник", а потому, что мне важна творческая составляющая. К тому же, наше производство видео пока не достигло таких масштабов, чтобы это невозможно было выполнять одному или двум специалистам.
Мы всё же пока только начинаем и пробуем разные варианты развития канала, но уже что-то начинает прорисовываться. Видеомаркетинг как отдельное направление уже зарекомендовало себя, но перспектив у него ещё предостаточно. Может, наша история вдохновит и вас на открытие и развитие своего канала?
А пока можно поддержать наше творчество и подписаться на канал. Так вы не пропустите наши видео, которые стабильно выходят каждый месяц. Наши практические советы помогают программистам сделать код чище, упростить процесс разработки, а также узнать что-то новое из сферы IT. Но там есть не только образовательный, но и развлекательный контент. К примеру, недавно вышел новогодний выпуск про баги, которые чуть не испортили всем праздник.
Канал одинаково полезен как для пользователей нашего инструмента, так и для тех, кто пока с ним не знаком. А ещё мы планируем активно снимать видео про проверку open source проектов - это любимая в нашем блоге на Habr рубрика. Там мы показываем результаты анализа и разбираем ошибки известных проектов.
Ну что, вы уже перешли на канал и посмотрели видео? :)
0