Статья, которая задумывалась как обзор ошибок в открытом проекте FreeCAD, приобрела немного другой характер. Весомая часть предупреждений анализатора пришлась на используемые сторонние библиотеки. Разработка программного обеспечения с активным использованием сторонних библиотек даёт много плюсов, особенно в сфере Open Source. И ошибки в библиотеках не повод отказываться от них. Но надо понимать, что в используемом коде тоже могут жить баги. Их надо быть готовым встретить и по возможности исправить, тем самым улучшив используемые вами библиотеки.
FreeCAD — параметрический трехмерный редактор, позволяющий создавать объемные модели и чертежи их проекций. Разработчик FreeCAD Юрген Ригель, работающий в корпорации DaimlerChrysler, позиционирует свою программу как первый бесплатный инструмент проектирования механики. В среде специалистов ряда отраслей известна проблема создания полноценной САПР в рамках Open Source, и этот проект является кандидатом на такую "полноценность". Проверим же исходный код с помощью PVS-Studio и поможем открытому проекту в этой области стать чуточку лучше. Наверняка вы сталкивались с "глюками" в различных редакторах, когда не удаётся попасть в какую-нибудь точку или выпрямить линию, которая всегда съезжает на один пиксель. Возможно, причиной всего этого являются лишь опечатки в исходном коде.
Проект FreeCAD является кросс-платформенным, на сайте есть очень хорошая документация по сборке. Мне не составило труда получить проектные файлы для Visual Studio Community 2013 для проверки с помощью установленного плагина PVS-Studio. Но в начале проверка не задалась...
Причиной внутренней ошибки в анализаторе стало наличие бинарной последовательности в текстовом препроцессированном файле с расширением *.i. Анализатор умеет обрабатывать такие ситуации, но тут произошло что-то новое. Проблема в одной из строчек в параметрах компиляции исходных файлов:
/FI"Drawing.dir/Debug//Drawing_d.pch"
Флаг компиляции /FI (Name Forced Include File), как и директива #include, служат для включения текстовых заголовочных файлов. Но здесь пытаются включить файл, содержащий информацию в бинарном виде. Это каким-то чудом компилируется. Возможно, в Visual C++ такой файл просто игнорируется.
Если попытаться не компилировать, а именно препроцессировать файлы, то Visual C++ сообщает об ошибке. А вот используемый в PVS-Studio по умолчанию Clang, недолго думая, включил *.i файл бинарный файл. PVS-Studio не ожидал такого подвоха и сошёл с ума.
Чтобы было понятней, о чем идёт речь, вот фрагмент препроцессированного с помощью Clang файла:
Проект был аккуратно проверен без этого флага, но хочу обратить внимание разработчиков, что у них здесь ошибка.
Первые примеры ошибок из проекта получены по известной всем причине.
V501 There are identical sub-expressions 'surfaceTwo->IsVRational()' to the left and to the right of the '!=' operator. modelrefine.cpp 780
bool FaceTypedBSpline::isEqual(const TopoDS_Face &faceOne,
const TopoDS_Face &faceTwo) const
{
....
if (surfaceOne->IsURational() != surfaceTwo->IsURational())
return false;
if (surfaceTwo->IsVRational() != surfaceTwo->IsVRational())// <=
return false;
if (surfaceOne->IsUPeriodic() != surfaceTwo->IsUPeriodic())
return false;
if (surfaceOne->IsVPeriodic() != surfaceTwo->IsVPeriodic())
return false;
if (surfaceOne->IsUClosed() != surfaceTwo->IsUClosed())
return false;
if (surfaceOne->IsVClosed() != surfaceTwo->IsVClosed())
return false;
if (surfaceOne->UDegree() != surfaceTwo->UDegree())
return false;
if (surfaceOne->VDegree() != surfaceTwo->VDegree())
return false;
....
}
По левую сторону оператора неравенства обнаружилась не та переменная "surfaceTwo" вместо "surfaceOne" из-за маленькой опечатки. Осталось посоветовать автору в следующий раз делать copy-paste фрагментами побольше, но и до таких примеров мы тоже дойдём =).
V517 The use of 'if (A) {...} else if (A) {...}' pattern was detected. There is a probability of logical error presence. Check lines: 162, 164. taskpanelview.cpp 162
/// @cond DOXERR
void TaskPanelView::OnChange(....)
{
std::string temp;
if (Reason.Type == SelectionChanges::AddSelection) {
}
else if (Reason.Type == SelectionChanges::ClrSelection) {
}
else if (Reason.Type == SelectionChanges::RmvSelection) {
}
else if (Reason.Type == SelectionChanges::RmvSelection) {
}
}
Чего это мы обратили внимание на функцию, которая ещё пишется? А вот почему: с этим кодом скорее всего будет тоже самое, что и в следующих двух примерах.
V517 The use of 'if (A) {...} else if (A) {...}' pattern was detected. There is a probability of logical error presence. Check lines: 1465, 1467. application.cpp 1465
pair<string, string> customSyntax(const string& s)
{
#if defined(FC_OS_MACOSX)
if (s.find("-psn_") == 0)
return make_pair(string("psn"), s.substr(5));
#endif
if (s.find("-display") == 0)
return make_pair(string("display"), string("null"));
else if (s.find("-style") == 0)
return make_pair(string("style"), string("null"));
....
else if (s.find("-button") == 0) // <=
return make_pair(string("button"), string("null")); // <=
else if (s.find("-button") == 0) // <=
return make_pair(string("button"), string("null")); // <=
else if (s.find("-btn") == 0)
return make_pair(string("btn"), string("null"));
....
}
Будем надеется, что автор случайно не поправил одну скопированную строчку, но в итоге всё равно дописал поиск всех необходимых строк.
V517 The use of 'if (A) {...} else if (A) {...}' pattern was detected. There is a probability of logical error presence. Check lines: 191, 199. blendernavigationstyle.cpp 191
SbBool BlenderNavigationStyle::processSoEvent(....)
{
....
else if (!press &&
(this->currentmode == NavigationStyle::DRAGGING)) { // <=
SbTime tmp = (ev->getTime() - this->centerTime);
float dci = (float)QApplication::....;
if (tmp.getValue() < dci) {
newmode = NavigationStyle::ZOOMING;
}
processed = TRUE;
}
else if (!press &&
(this->currentmode == NavigationStyle::DRAGGING)) { // <=
this->setViewing(false);
processed = TRUE;
}
....
}
А вот, на мой взгляд, серьёзная ошибка для такого приложения. При моделировании много работы выполняется с помощью навигации мышкой, а тут такой ляп: исходный код в последнем условии никогда не получает управление, потому что первое условие такое же и выполняется первым.
V523 The 'then' statement is equivalent to the 'else' statement. viewproviderfemmesh.cpp 695
inline void insEdgeVec(std::map<int,std::set<int> > &map,
int n1, int n2)
{
if(n1<n2)
map[n2].insert(n1);
else
map[n2].insert(n1);
};
Независимо от условия, всегда выполняется одно действие. Может всё-таки так задумывалось:
inline void insEdgeVec(std::map<int,std::set<int> > &map,
int n1, int n2)
{
if(n1<n2)
map[n2].insert(n1);
else
map[n1].insert(n2);
};
Почему я исправил именно последнюю строку? Возможно, вас заинтересует статья на эту тему: Эффект последней строки. Но возможно, надо исправить первую. Не знаю :).
V570 The 'this->quat[3]' variable is assigned to itself. rotation.cpp 260
Rotation & Rotation::invert(void)
{
this->quat[0] = -this->quat[0];
this->quat[1] = -this->quat[1];
this->quat[2] = -this->quat[2];
this->quat[3] = this->quat[3]; // <=
return *this;
}
Ещё о "последних строках". Анализатор насторожился, так как в последней строке нет знака минуса. Но тут нельзя однозначно говорить об ошибке, возможно, при реализации такого преобразования, хотели подчеркнуть, что четвёртая компонента не изменяется.
V576 Incorrect format. A different number of actual arguments is expected while calling 'fprintf' function. Expected: 2. Present: 3. memdebug.cpp 222
int __cdecl MemDebug::sAllocHook(....)
{
....
if ( pvData != NULL )
fprintf( logFile, " at %p\n", pvData );
else
fprintf( logFile, "\n", pvData ); // <=
....
}
Такой код не имеет смысла. Если указатель нулевой, то можно просто печатать символ новой строки без передачи в функцию неиспользуемых параметров.
V596 The object was created but it is not being used. The 'throw' keyword could be missing: throw Exception(FOO); waypointpyimp.cpp 231
void WaypointPy::setTool(Py::Int arg)
{
if((int)arg.operator long() > 0)
getWaypointPtr()->Tool = (int)arg.operator long();
else
Base::Exception("negativ tool not allowed!");
}
В коде создаётся объект типа исключения, но не используется. По всей видимости пропущено ключевое слово "throw":
void WaypointPy::setTool(Py::Int arg)
{
if((int)arg.operator long() > 0)
getWaypointPtr()->Tool = (int)arg.operator long();
else
throw Base::Exception("negativ tool not allowed!");
}
Ещё несколько таких мест:
V599 The virtual destructor is not present, although the 'Curve' class contains virtual functions. constraints.cpp 1442
class Curve
{
//a base class for all curve-based
//objects (line, circle/arc, ellipse/arc) // <=
public:
virtual DeriVector2 CalculateNormal(....) = 0;
virtual int PushOwnParams(VEC_pD &pvec) = 0;
virtual void ReconstructOnNewPvec (....) = 0;
virtual Curve* Copy() = 0;
};
class Line: public Curve // <=
{
public:
Line(){}
Point p1;
Point p2;
DeriVector2 CalculateNormal(Point &p, double* derivparam = 0);
virtual int PushOwnParams(VEC_pD &pvec);
virtual void ReconstructOnNewPvec (VEC_pD &pvec, int &cnt);
virtual Line* Copy();
};
Использование:
class ConstraintAngleViaPoint : public Constraint
{
private:
inline double* angle() { return pvec[0]; };
Curve* crv1; // <=
Curve* crv2; // <=
....
};
ConstraintAngleViaPoint::~ConstraintAngleViaPoint()
{
delete crv1; crv1 = 0; // <=
delete crv2; crv2 = 0; // <=
}
В базовом классе "Curve" объявлены виртуальные функции, но не объявлен деструктор, который будет создан по умолчанию. И он конечно будет не виртуальным! Это означает, что объекты, наследуемые от этого класса, не будут полностью очищены при таком сценарии использования, когда указатель на дочерний объект сохраняется в указатель на базовый класс. Судя по комментарию, у базового класса наследуемых классов много, например, приведённый класс "Line" в примере.
V655 The strings were concatenated but are not utilized. Consider inspecting the expression. propertyitem.cpp 1013
void
PropertyVectorDistanceItem::setValue(const QVariant& variant)
{
if (!variant.canConvert<Base::Vector3d>())
return;
const Base::Vector3d& value = variant.value<Base::Vector3d>();
Base::Quantity q = Base::Quantity(value.x, Base::Unit::Length);
QString unit = QString::fromLatin1("('%1 %2'").arg(....;
q = Base::Quantity(value.y, Base::Unit::Length);
unit + QString::fromLatin1("'%1 %2'").arg(....; // <=
setPropertyValue(unit);
}
Анализатор обнаружил бессмысленное сложение строк. Если приглядеться, то, возможно, тут хотели использовать оператор '+=' вместо простого сложения. Тогда такой код имел бы смысл.
V595 The 'root' pointer was utilized before it was verified against nullptr. Check lines: 293, 294. view3dinventorexamples.cpp 293
void LightManip(SoSeparator * root)
{
SoInput in;
in.setBuffer((void *)scenegraph, std::strlen(scenegraph));
SoSeparator * _root = SoDB::readAll( &in );
root->addChild(_root); // <=
if ( root == NULL ) return; // <=
root->ref();
....
}
Один пример с проверкой указателя не в том месте, другие места находятся здесь:
V519 The 'myIndex[1]' variable is assigned values twice successively. Perhaps this is a mistake. Check lines: 60, 61. brepmesh_pairofindex.hxx 61
//! Prepends index to the pair.
inline void Prepend(const Standard_Integer theIndex)
{
if (myIndex[1] >= 0)
Standard_OutOfRange::Raise ("BRepMesh_PairOfIndex....");
myIndex[1] = myIndex[0];
myIndex[1] = theIndex;
}
В данном примере перезаписали значение элемента массива 'myIndex' с индексом 1. Мне кажется, хотели сделать так:
myIndex[1] = myIndex[0];
myIndex[0] = theIndex;
V501 There are identical sub-expressions '0 <= theParamsHint.Y()' to the left and to the right of the '&&' operator. smesh_block.cpp 661
bool SMESH_Block::ComputeParameters(const gp_Pnt& thePoint,
gp_XYZ& theParams,
const int theShapeID,
const gp_XYZ& theParamsHint)
{
....
bool hasHint =
( 0 <= theParamsHint.X() && theParamsHint.X() <= 1 &&
0 <= theParamsHint.Y() && theParamsHint.Y() <= 1 &&
0 <= theParamsHint.Y() && theParamsHint.Y() <= 1 ); // <=
....
}
Тут явно не хватает проверки .Z(). Такая функция у класса есть, он даже называется "gp_XYZ".
V503 This is a nonsensical comparison: pointer < 0. driverdat_r_smds_mesh.cpp 55
Driver_Mesh::Status DriverDAT_R_SMDS_Mesh::Perform()
{
....
FILE* aFileId = fopen(file2Read, "r");
if (aFileId < 0) {
fprintf(stderr, "....", file2Read);
return DRS_FAIL;
}
....
}
Указатель не может быть меньше нуля. Даже в самых простых примерах с функцией fopen(), которые можно найти в книгах и интернете, значение функции сравнивают с NULL с помощью == или !=.
Я удивился, как мог появиться такой код. Но мой коллега Андрей Карпов подсказал, что такое часто бывает при рефакторинге кода, где когда-то использовалась функция open(). Эта функция возвращает значение -1 и сравнение <0 вполне уместно. В процессе рефакторинга или портирования программы, эту функцию заменяют на fopen(), но забывают исправить проверку.
Ещё одно такое место:
V562 It's odd to compare a bool type value with a value of 12: !myType == SMESHDS_MoveNode. smeshds_command.cpp 75
class SMESHDS_EXPORT SMESHDS_Command
{
....
private:
SMESHDS_CommandType myType;
....
};
enum SMESHDS_CommandType {
SMESHDS_AddNode,
SMESHDS_AddEdge,
SMESHDS_AddTriangle,
SMESHDS_AddQuadrangle,
....
};
void SMESHDS_Command::MoveNode(....)
{
if (!myType == SMESHDS_MoveNode) // <=
{
MESSAGE("SMESHDS_Command::MoveNode : Bad Type");
return;
}
....
}
Есть перечисление с именем "SMESHDS_CommandType", в нём много констант. Анализатор обнаружил некорректную проверку: переменная этого типа сравнивается с именованной константой, но что тут делает знак отрицания?? Скорее всего, проверка должна быть такой:
if (myType != SMESHDS_MoveNode) // <=
{
MESSAGE("SMESHDS_Command::MoveNode : Bad Type");
return;
}
К сожалению, такая проверка с выводом сообщения об ошибке была скопирована ещё в 20 мест, вот полный список: FreeCAD_V562.txt.
V567 Undefined behavior. The order of argument evaluation is not defined for 'splice' function. The 'outerBndPos' variable is modified while being used twice between sequence points. smesh_pattern.cpp 4260
void SMESH_Pattern::arrangeBoundaries (....)
{
....
if ( outerBndPos != boundaryList.begin() )
boundaryList.splice( boundaryList.begin(),
boundaryList,
outerBndPos, // <=
++outerBndPos ); // <=
}
На самом деле анализатор здесь не совсем прав. Неопределённого поведения здесь нет. Но ошибка есть, так что предупреждение выдано не зря. Стандарт C++ не накладывает ограничение, в каком порядке вычисляются фактические аргументы функции. Поэтому не известно, какие значения будут переданы в функцию.
Поясню на простом примере:
int a = 5;
printf("%i, %i", a, ++a);
Этот код может распечатать как "5, 6", так и "6, 6. Результат зависит от компилятора и его настроек.
V663 Infinite loop is possible. The 'cin.eof()' condition is insufficient to break from the loop. Consider adding the 'cin.fail()' function call to the conditional expression. unv_utilities.hxx 63
inline bool beginning_of_dataset(....)
{
....
while( ((olds != "-1") || (news == "-1") ) && !in_file.eof() ){
olds = news;
in_file >> news;
}
....
}
При работе с классом 'std::istream' недостаточно вызова функции 'eof()' для завершения цикла. В случае возникновения сбоя при чтении данных, вызов функции 'eof()' будет всегда возвращать значение 'false'. Для завершения цикла в этом случае необходима дополнительная проверка значения, возвращаемого функцией 'fail()'.
V595 The 'anElem' pointer was utilized before it was verified against nullptr. Check lines: 1950, 1951. smesh_controls.cpp 1950
bool ElemGeomType::IsSatisfy( long theId )
{
if (!myMesh) return false;
const SMDS_MeshElement* anElem = myMesh->FindElement( theId );
const SMDSAbs_ElementType anElemType = anElem->GetType();
if (!anElem || (myType != SMDSAbs_All && anElemType != myType))
return false;
const int aNbNode = anElem->NbNodes();
....
}
Указатель "anElem" разыменовывается на строчку выше, чем проверяется на валидность.
Ещё несколько аналогичных мест в этом проекте:
V567 Undefined behavior. The 'this->n_' variable is modified while being used twice between sequence points. regex_token_iterator.hpp 63
template<typename BidiIter>
struct regex_token_iterator_impl
: counted_base<regex_token_iterator_impl<BidiIter> >
{
....
if(0 != (++this->n_ %= (int)this->subs_.size()) || ....
{
....
}
....
}
Неизвестно, какой из операндов оператора %= будет вычислен первым. Соответственно, правильно работает выражение или нет, зависит от везения.
Пробуйте и внедряйте статические анализаторы для регулярной проверки своих проектов, а также используемых сторонних библиотек. Это сэкономит время при написании нового кода, а также при поддержке старого.