Мы используем куки, чтобы пользоваться сайтом было удобно.
Хорошо
to the top
>
>
>
Статический анализ: ошибки в медиаплеер…

Статический анализ: ошибки в медиаплеере и безглючная аська

18 Ноя 2010

Продолжу экскурсию по ошибкам в программах и демонстрацию полезности статического анализа кода.

Это мой последний пост про пока недоступную для скачивания версию PVS-Studio. Планирую, что через неделю вы уже сможете попробовать первую beta-версию с новым набором правил общего назначения.

Рассмотрим два проекта. Первый — Fennec Media Project. Это универсальный медиаплеер, ориентированный на воспроизведение аудио и видео в высоком разрешении. В комплект исходных кодов входит множество модулей расширения (plugins) и кодеков, но анализироваться будет только сам плеер. Исходный код последней на данный момент версии 1.2 Alpha доступен здесь.

Второй проект — qutIM. Это кроссплатформенный клиент мгновенного обмена сообщениями с открытым исходным кодом. Был проанализирован код на момент начала ноября 2010 года. Набор исходных кодов был предоставлен мне одним из разработчиков, но вы также можете скачать исходный код с официального сайта.

Fennec Media Project. Небольшой нормальный проект, содержащий нормальное количество ошибок. Вот первая ошибка. Или первые две ошибки, смотря как считать. В общем, в двух местах вместо переменной 'b' используется переменная 'a'.

int fennec_tag_item_compare(struct fennec_audiotag_item *a,
  struct fennec_audiotag_item *b)
{
  int v;
  if(a->tsize && a->tsize)
    v = abs(str_cmp(a->tdata, a->tdata));
  else
    v = 1;
  return v;
}

PVS-Studio указал на этот код, так как условие "a->tsize && a->tsize" явно подозрительно.

Диагностическое сообщение и местоположение ошибки в коде:

V501 There are identical sub-expressions to the left and to the right of the '&&' operator: a -> tsize && a -> tsize media library.c 1076

А теперь родное и милое сердцу каждого программиста - лишние точки с запятой. Вот первый фрагмент:

int settings_default(void)
{
  ...
  for(i=0; i<16; i++);
    for(j=0; j<32; j++)
    {
      settings.conversion.equalizer_bands.boost[i][j] = 0.0;
      settings.conversion.equalizer_bands.preamp[i]   = 0.0;
    }
}

Сообщение PVS-Studio и местоположение коде:

V529 Odd semicolon ';' after 'for' operator. settings.c 483

Второй фрагмент:

int trans_rest(transcoder_settings *trans)
{
  ...
  for(i=0; i<16; i++);
  {
    trans->eq.eq.preamp[i]   = 0.0;
    for(j=0; j<32; j++)
    {
      trans->eq.eq.boost[i][j] = 0.0;
    }
  }
}

Сообщение PVS-Studio и местоположение коде:

V529 Odd semicolon ';' after 'for' operator. settings.c 913

Есть еще третий и четвертый фрагмент с ';'. Но приводить здесь не буду. Все однотипно и неинтересно.

Дальше не совсем ошибка, но почти. Вместо функции _beginthreadex используется CreateThread. Вызовов CreateThread в Fennec несколько, но приведу только один пример:

t_sys_thread_handle sys_thread_call(t_sys_thread_function cfunc)
{
  unsigned long tpr = 0;
  unsigned long tid = 0;
  return (t_sys_thread_handle)
    CreateThread(0, 0, cfunc, &tpr, 0,&tid);
}

Предупреждение PVS-Studio и местоположение коде:

V513 Use _beginthreadex/_endthreadex functions instead of CreateThread/ExitThread functions. system.c 331

Вдаваться сейчас вглубь вопроса, почему следует использовать _beginthreadex/_endthreadex вместо CreateThread/ExitThread, не буду. Напишу совсем кратко, а подробные обсуждения данного вопроса можно почитать здесь, здесь и здесь.

В священном писании (в MSDN) сказано:

A thread in an executable that calls the C run-time library (CRT) should use the _beginthreadex and _endthreadex functions for thread management rather than CreateThread and ExitThread; this requires the use of the multi-threaded version of the CRT. If a thread created using CreateThread calls the CRT, the CRT may terminate the process in low-memory conditions.

В общем лучше подстраховаться и всегда вызывать именно _beginthreadex/_endthreadex. Кстати именно так рекомендует поступать и Джеффри Рихтера в шестой главе "Windows для профессионалов: создание эффективных Win32-приложений с учетом специфики 64-разрядной версии Windows" / Пер. с англ. - 4-е изд.

Обнаружилось несколько неудачных использований функции memset. Кстати, я до недавнего времени думал, что беспокойство, связанное с использованием memset, memcmp, memcpy – дело прошлого. Мол, это раньше так писали, но сейчас все знают про опасности, аккуратны с этими функциями, используют sizeof(), используют контейнеры из STL и так далее. А сейчас все розовое и мягкое. Оказывается, что нет. Я за последний месяц столько ляпов с этими функциями насмотрелся. Так что все эти ошибки по-прежнему цветут и пахнут.

Вернемся в Fennec. Первый memset:

#define uinput_size       1024
typedef wchar_t letter;

letter  uinput_text[uinput_size];

string basewindows_getuserinput(const string title,
  const string cap, const string dtxt)
{
  memset(uinput_text, 0, uinput_size);
  ...
}

Диагностика PVS-Studio и местоположение коде:

V512 A call of the 'memset' function will lead to a buffer overflow or underflow. base windows.c 151

На первый взгляд с "memset(uinput_text, 0, uinput_size);" все хорошо. И возможно даже и было хорошо, в те времена, когда тип 'letter' был 'char'. Но теперь это 'wchar_t' и как результат мы чистим только половину буфера.

Второй неудачный memset:

typedef wchar_t letter;
letter name[30];

int Conv_EqualizerProc(HWND hwnd,UINT uMsg,
  WPARAM wParam,LPARAM lParam)
{
  ...
  memset(eqp.name, 0, 30);
  ...
}

Воистину магические числа – это зло. Вроде и не сложно написать "sizeof(eqp.name)". Но упорно не пишем и продолжаем вновь и вновь отстреливать себе ногу :).

Диагностика PVS-Studio и местоположение коде:

V512 A call of the 'memset' function will lead to a buffer overflow or underflow. base windows.c 2892

Ну и еще в одном месте такая шибка есть:

V512 A call of the 'memset' function will lead to a buffer overflow or underflow. transcode settings.c 588

Возможно, иногда в каких-то программах вы замечали, что диалоги открытия/сохранения файлов работают со странностями или в полях доступных расширений присутствует какая-то чушь. Сейчас вы узнаете, откуда у этого растут ноги.

В Windows API есть структуры, в которых указатели на строки должны заканчиваться двойным нулем. Наиболее используемым является член lpstrFilter в структуре OPENFILENAME. Этот параметр на самом деле указывает на набор строк, разделенных символом '\0'. А для того чтобы узнать, что строки закончились и нужны два нуля в конце.

Вот только это очень просто забыть. Фрагмент кода:

int JoiningProc(HWND hwnd,UINT uMsg,
  WPARAM wParam,LPARAM lParam)
{
  ...
  OPENFILENAME  lofn;
  memset(&lofn, 0, sizeof(lofn));
  ...
  lofn.lpstrFilter = uni("All Files (*.*)\0*.*");
  ...
}

Сообщение PVS-Studio и местоположение коде:

V540 Member 'lpstrFilter' should point to string terminated by two 0 characters. base windows.c 5309

Будет диалог работать нормально или нет, зависит от того, что будет расположено в памяти после строки "All Files (*.*)\0*.*". По правильному здесь следовало написать "All Files (*.*)\0*.*\0". Один ноль явно указали мы, еще один ноль добавит компилятор.

Аналогичная беда и с другими диалогами.

int callback_presets_dialog(HWND hwnd, UINT msg,
  WPARAM wParam, LPARAM lParam)
{
  ...
  // SAVE
  OPENFILENAME lofn;
  memset(&lofn, 0, sizeof(lofn));
  ...
  lofn.lpstrFilter = uni("Equalizer Preset (*.feq)\0*.feq");
  ...
  ...
  // LOAD
  ...
  lofn.lpstrFilter = uni("Equalizer Preset (*.feq)\0*.feq");
  ...
}
int localsf_show_save_playlist(void)
{
  OPENFILENAME  lofn;
  memset(&lofn, 0, sizeof(lofn));
  ...
  lofn.lpstrFilter = uni("Text file (*.txt)\0*.txt\0M3U file\0*.m3u");
  ...
}

Диагностика PVS-Studio и местоположение в коде:

V540 Member 'lpstrFilter' should point to string terminated by two 0 characters. base windows.c 986

V540 Member 'lpstrFilter' should point to string terminated by two 0 characters. base windows.c 1039

V540 Member 'lpstrFilter' should point to string terminated by two 0 characters. shared functions.c 360

Теперь подозрительная функция. Очень подозрительная. Впрочем, действительно тут ошибка или просто неудачно написано, я не знаю:

unsigned long ml_cache_getcurrent_item(void)
{
  if(!mode_ml)
    return skin.shared->audio.output.playlist.getcurrentindex();
  else
    return skin.shared->audio.output.playlist.getcurrentindex();
}

Диагностика PVS-Studio и местоположение в коде:

V523 The 'then' statement is equivalent to the 'else' statement. media library window.c 430

Я не стал заниматься анализом разнообразный модулей расширений, идущих вместе с Fennec. Но там не меньше разных грустных мест. Приведу только пару примеров. Фрагмент кода из проекта Codec ACC.

void MP4RtpHintTrack::GetPayload(...)
{
  ...
  if (pSlash != NULL) {
    pSlash++;
    if (pSlash != '\0') {
      length = strlen(pRtpMap) - (pSlash - pRtpMap);
      *ppEncodingParams = (char *)MP4Calloc(length + 1);
      strncpy(*ppEncodingParams, pSlash, length);
    }
}

Как следует из диагностического сообщения PVS-Studio:

V528 It is odd that pointer to 'char' type is compared with the '\0' value. Probably meant: *pSlash != '\0'. rtphint.cpp 346

здесь забыли разыменовать указатель. Получается, что мы делаем бессмысленное сравнение указателя с 0. Должно было быть: "if (*pSlash != '\0')".

Фрагмент кода из проекта Decoder Mpeg Audio:

void* tag_write_setframe(char *tmem,
  const char *tid, const string dstr)
{
  ...
  if(lset)
  {
    fhead[11] = '\0';
    fhead[12] = '\0';
    fhead[13] = '\0';
    fhead[13] = '\0';
  }
  ...
}

Диагностическое сообщение PVS-Studio и местоположение в коде:

V525 The code containing the collection of similar blocks. Check items '11', '12', '13', '13' in lines 716, 717, 718, 719. id3 editor.c 716

Вот оно зло метода Copy-Paste :).

В целом на проекте Fennec Media Project анализ общего назначения в PVS-Studio показал себя очень хорошо. Анализ был выполнен с низким процентом ложных срабатываний. Всего PVS-Studio указал на 31 фрагмент кода. При этом в 19 местах код действительно следует поправить.

Теперь перейдем к проекту qutIM.

Вот с эти проектом PVS-Studio потерпел поражение. Несмотря на то, что проект достаточно крупный (около 200 тысяч сток), анализатор PVS-Studio не смог выявить в нем ошибок. Хотя они конечно есть. Они везде и всегда есть :). И разработчики qutIM с этим не спорят, так как в некоторых случаях qutIM умудряется падать.

Приходится засчитать одно очко "команде ошибок".

Что это означает? Это означает:

1) Проект qutIM очень качественный проект. И хотя он тоже содержит ошибки, но они весьма редки и слишком высокого уровня для статического анализа (по крайней мере, для PVS-Studio).

2) PVS-Studio предстоит еще долгий путь развития и обучения более высокоуровневым диагностикам. Теперь стало более очевидно к чему стремиться. Цель - найти в qutIM хотя бы парочку настоящих ошибок.

Выдал ли что-то PVS-Studio для проекта qutIM? Выдал. Но немного и почти все ложные срабатывания. Их представляющего хоть какой-то интерес, можно выделить только следующее.

A) Используются функции CreateThread.

B) Найдено несколько странных функций. Потом один из авторов qutIM сообщил, что это забытые заглушки. Странность в том, что одна имеет имя save(), другая cancel(), но их содержимое идентично:

void XSettingsWindow::save()
{
  QWidget *c = p->stackedWidget->currentWidget();
  while (p->modifiedWidgets.count()) {
    SettingsWidget *widget = p->modifiedWidgets.takeFirst();
    widget->save();
    if (widget != c)
      widget->deleteLater();
  }
  p->buttonBox->close();
}

void XSettingsWindow::cancel()
{
  QWidget *c = p->stackedWidget->currentWidget();  
  while (p->modifiedWidgets.count()) {
    SettingsWidget *widget = p->modifiedWidgets.takeFirst();
    widget->save();
    if (widget != c)
      widget->deleteLater();
  }  
  p->buttonBox->close();
}

Диагностика PVS-Studio:

V524 It is odd that the 'cancel' function is fully equivalent to the 'save' function (xsettingswindow.cpp, line 256). xsettingswindow.cpp 268

Надеюсь было интересно, и вы скоро захотите попробовать PVS-Studio 4.00 Beta. Конечно, PVS-Studio пока находит мало ошибок общего вида, но ведь это только начало. При этом исправление даже одной единственной ошибки на этапе кодирования может сэкономить массу нервов заказчикам, тестерам и программистам.

Популярные статьи по теме


Комментарии (0)

Следующие комментарии next comments
close comment form
close form

Заполните форму в два простых шага ниже:

Ваши контактные данные:

Шаг 1
Поздравляем! У вас есть промокод!

Тип желаемой лицензии:

Шаг 2
Team license
Enterprise license
** Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности
close form
Запросите информацию о ценах
Новая лицензия
Продление лицензии
--Выберите валюту--
USD
EUR
RUB
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
Бесплатная лицензия PVS‑Studio для специалистов Microsoft MVP
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
Для получения лицензии для вашего открытого
проекта заполните, пожалуйста, эту форму
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
Мне интересно попробовать плагин на:
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
check circle
Ваше сообщение отправлено.

Мы ответим вам на


Если вы так и не получили ответ, пожалуйста, проверьте, отфильтровано ли письмо в одну из следующих стандартных папок:

  • Промоакции
  • Оповещения
  • Спам