Мы используем куки, чтобы пользоваться сайтом было удобно.
Хорошо
to the top
close form

Заполните форму в два простых шага ниже:

Ваши контактные данные:

Шаг 1
Поздравляем! У вас есть промокод!

Тип желаемой лицензии:

Шаг 2
Team license
Enterprise license
** Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности
close form
Запросите информацию о ценах
Новая лицензия
Продление лицензии
--Выберите валюту--
USD
EUR
RUB
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
Бесплатная лицензия PVS‑Studio для специалистов Microsoft MVP
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
Для получения лицензии для вашего открытого
проекта заполните, пожалуйста, эту форму
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
Мне интересно попробовать плагин на:
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
check circle
Ваше сообщение отправлено.

Мы ответим вам на


Если вы так и не получили ответ, пожалуйста, проверьте, отфильтровано ли письмо в одну из следующих стандартных папок:

  • Промоакции
  • Оповещения
  • Спам

>
>
>
Обзор нововведений в C# 12

Обзор нововведений в C# 12

20 Окт 2023

Уже середина осени, а это значит, что новая версия C# на пороге. Самое время узнать, какие изменения настигнут язык совсем скоро. Хоть количество нововведений в этот раз уступает предыдущим релизам, интересных среди них немало.

1074_csharp12_ru/image1.png

Первичные конструкторы

Одно из самых заметных quality of life улучшений – возможность определить конструктор прямо в объявлении класса:

class Point(int posX, int posY)
{
    private int X = posX;
    private int Y = posY;

    public bool IsInArea(int minX, int maxX, int minY, int maxY)
        => X <= maxX && X >= minX && Y <= maxY && Y >= minY;
}
// ....
var point = new Point(100, 50);
Console.WriteLine(point.IsInArea(30, 150, 50, 150)); // True

При этом не использовать такой конструктор не выйдет – он заменяет собой пустой конструктор по умолчанию, а при добавлении других конструкторов обязательно нужно будет добавлять this(....):

class Point(int posX, int posY)
{
    private int X = posX;
    private int Y = posY;
    private Color color;

    public Point(int posX, int posY, Color color) : this(posX, posY)
    {
        this.color = color;
    }

    // ....
}

Из наболевшего – теперь синтаксис инъекции зависимостей при использовании стандартной библиотеки может быть не таким раздутым.

Вместо нескольких повторений одного и того же:

public class AuthorizeService
{
    private readonly UserRepository _users;
    private readonly PasswordHasher<User> _hasher;

    public AuthorizeService(UserRepository repository,
                            PasswordHasher<User> hasher)
    {
        _users = repository;
        _hasher = hasher;
    }

    // ....
}

Можно сделать код более лаконичным:

public class AuthorizeService(UserRepository repository, 
                              PasswordHasher<User> hasher)
{
    private readonly UserRepository _users = repository;
    private readonly PasswordHasher<User> _hasher = hasher;

    // ....
}

Впрочем, в очередной раз в комплекте идёт некоторая сумятица. Параметры конструктора могут быть захвачены не только полями и свойствами, но и вообще чем угодно. Это приводит к тому, что можно делать так:

class Point(int posX, int posY)
{
    private int X { get => posX; }
    private int Y { get => posY; }
    
    // ....
}

Или так:

class Point(int posX, int posY)
{
    public (int X, int Y) GetPosition()
        => (posX, posY);

    public void Move(int dx, int dy)
    {
        posX += dx;
        posY += dy;
    }

    // ....
}

Или даже так:

class Point(int posX, int posY)
{
    private int X = posX; // CS9124
    private int Y = posY; // CS9124

    public bool IsInArea(int minX, int maxX, int minY, int maxY)
        => posX <= maxX && posX >= minX && posY <= maxY && posY >= minY;
}

Да, теперь можно не только случайно использовать поле вместо свойства, но и захваченный параметр конструктора вместо свойства или поля. Благо, такую очевидную ошибку, как сверху, компилятор отметит предупреждением о захвате параметра. Хотя использовать его как поле (но не через this!) всё же возможно:

class Point(int posX, int posY)
{
    public int X { get => posX; }
    public int Y { get => posY; }

    public void Move(int dx, int dy)
    {
        posX += dx;
        posY += dy;
    }

    // ....
}

Никаких предупреждений. Совсем интересно становится, если мы заменим class на record (откуда этот синтаксис и пришёл):

record Point(int posX, int posY)
{
    public int X { get; } = posX;
    public int Y { get; } = posY;

    // ....
}
// ....
var point = new Point(10, 20);
Console.WriteLine(point);
// Point { posX = 10, posY = 20, X = 10, Y = 20 }

Лёгким нажатием на клавиатуру произошло удвоение свойств. Вряд ли такая ошибка будет частой, но сама её возможность немного смущает.

Если на первый пример есть предупреждение компилятора, то в этот раз ответственность на себя должен взять разработчик. В этом случае не допустить ошибку помогут более специализированные инструменты – статические анализаторы кода. Например, в PVS-Studio есть несколько сотен диагностических правил поиска дефектов кода на C#. И этот кейс непременно будет нами изучен.

В целом нововведение ощущается очень полезным, но сбить им с толку (особенно новичков), кажется, проще простого.

Краткий синтаксис работы с коллекциями

Продолжая тему улучшения качества жизни. Синтаксис работы с коллекциями теперь не должен быть столь же громоздким, сколь раньше, благодаря выражениям коллекции:

List<char> empty = [];
List<string> names = ["John", "Mike", "Bill"];
int[] numbers = [1, 2, 3, 4, 5];

Если у вас возникло дежавю, то не беспокойтесь — ранее действительно был очень похожий синтаксис с фигурными скобками, но он работал только по отношению к массивам:

char[] characters = { 'a', 'b', 'c' };
List<char> characters = { 'a', 'b', 'c' }; // CS0622

Улучшение коснулось и многомерных массивов (правда, только ступенчатых):

double[][] jagged = [[1.0, 1.5], [2.0, 2.5], [3.0, 3.5, 4.0]];

На возможности опустить неуклюжий new изменения не заканчиваются. При помощи оператора расширения ".." появляется возможность конкатенации коллекций:

Color[] lightPalette = [Color.Orange, Color.Pink, Color.White];
Color[] darkPalette = [Color.Brown, Color.DarkRed, Color.Black];
Color[] mixedPalette = [.. lightPalette,
                        Color.Grey,
                        .. darkPalette];

Научить свою коллекцию работать с этим синтаксисом придётся вручную, но большого труда это не представляет. Достаточно добавить метод, принимающий ReadOnlySpan и возвращающий экземпляр собственного класса, после чего добавить атрибут CollectionBuilder к классу:

[CollectionBuilder(typeof(IdCache), nameof(Create))]
public class IdCache : IEnumerable<int>
{
    private readonly int[] _cache = new int[50];
    public IEnumerator<int> GetEnumerator()
        => _cache.AsEnumerable().GetEnumerator();
    IEnumerator IEnumerable.GetEnumerator()
        => _cache.GetEnumerator();
        
    public static IdCache Create(ReadOnlySpan<int> source)
        => new IdCache(source);
    public IdCache(ReadOnlySpan<int> source)
    {
        for (var i = 0; i < Math.Min(_cache.Length, source.Length); i++)
            _cache[i] = source[i];
    }
}
// ....
var john = _userRepository.Get(x => x.UserName == "john");
var oldUsersIds = _userRepository
    .GetMany(x => x.RegistrationDate <= DateTime.Parse("01.01.2020"))
    .Select(x => x.Id);
IdCache cache = [.. oldUsersIds, john.Id];

Параметры анонимных функций по умолчанию

Ещё одно небольшое улучшение коснулось анонимных функций. Лямбда параметры теперь могут иметь значение по умолчанию:

var concat = (double x, double y, char delimiter = ',')
    => string.Join(delimiter, x.ToString(enUsCulture), y.ToString(enUsCulture));

Console.WriteLine(concat(5.42, 3.17)); // 5.42,3.17
Console.WriteLine(concat(1.0, 9.98, ':')); // 1:9.98

Кроме того, по отношению к ним теперь также можно использовать ключевое слово params:

var buildCsv = (params User[] users) =>
{
    var sb = new StringBuilder();
    foreach (var user in users)
        sb.AppendLine(string.Join(",",
                                  user.FirstName,
                                  user.LastName,
                                  user.Birthday.ToString("dd.MM.yyyy")));
    return sb.ToString();
};

// ....
Console.WriteLine(buildCsv(john, mary));
// John,Doe,15.04.1997
// Mary,Sue,28.07.1995

Псевдонимы для любых типов

В C# 12 использование using для создания псевдонимов типов больше ничем не ограничено. Так что если вам хотелось пошалить, то теперь вы это можете:

using NullableInt = int?;
using Objects = object[];
using Vector2 = (double X, double Y);
using HappyDebugging = string;

Во многих случаях использование псевдонимов может сказаться на коде скорее негативно (если вы работаете не один :) ), но полезные сценарии использования определённо имеются. Например, если у вас было подобное безобразие с кортежами:

public class Square
{
    // ....
    public (int X, int Y, int Width, int Height) GetBoundaries()
        => new(X, Y, Width, Height);
    public void SetBoundaries(
        (int X, int Y, int Width, int Height) boundaries) { .... }
}

То ситуацию можно улучшить:

using Boundaries = (int X, int Y, int Width, int Height);
// ....
public class Square
{
    // ....
    public Boundaries GetBoundaries()
        => new (X, Y, Width, Height);
    public void SetBoundaries(Boundaries boundaries) { .... }
}

Хоть в целом наличие таких кортежей — это повод призадуматься, но там, где это всё-таки необходимо (либо при рефакторинге), это поможет улучшить читаемость.

Впрочем, и тут не стоит увлекаться. При помощи недавно добавленного модификатора global можно сделать директиву using глобальной, из-за чего усеять всё кортежами (вместо традиционных структур данных) становится ещё проще.

Сходу придумать кейс, который можно покрыть статическим анализатором кода, не получилось. А это значит, что потенциальные ошибки проявятся позже и будут более изощрёнными и трудноуловимыми, ведь проблема кроется в подходе. Если столкнётесь с чем-нибудь интересным, то присылайте примеры кода нашей команде.

Доработка nameof

Выражение nameof теперь может полностью захватывать экземплярные члены класса из статических методов, инициализаторов и атрибутов. Раньше было странное ограничение, позволяющее получить, например, имя самого поля класса, но не его членов:

public class User
{
    [Description($"Address format is {
        nameof(UserAddress.Street)} {nameof(UserAddress.Building)}")] // CS0120
    Address UserAddress { get; set; }
    // ....
}

Теперь такой проблемы не стоит, и nameof можно использовать во всех вышеупомянутых контекстах:

public class User
{
    [Description($"Address format is {
        nameof(UserAddress.Street)} {nameof(UserAddress.Building)}")]
    Address UserAddress { get; set; }

    public string AddressFormat { get; } =
           $"{nameof(UserAddress.Street)} {nameof(UserAddress.Building)}"; }

    public static string GetAddressFormat()
        => $"{nameof(UserAddress.Street)} {nameof(UserAddress.Building)}";
}

Inline массивы

Переходим к нишевым нововведениям, полезным не всем, но всё же привносящим изменения в язык. В данном случае речь идёт о массивах фиксированного размера, размещающихся на стеке в неразрывном участке памяти. Ожидаемо, понадобится это главным образом для нужд AOT компилятора и тем, кому нужно писать действительно высокопроизводительный код. Чтобы создать такой массив, понадобится немного магии. А именно объявить структуру, у которой будет единственное поле (определяющее тип массива), и отметить её атрибутом InlineArray, в котором указан размер массива.

Вот как это выглядит:

[System.Runtime.CompilerServices.InlineArray(5)]
public struct IntBuffer
{
    private int _element0;
}
// ....
var buf = new IntBuffer();
for (var i = 0; i < 5; i++)
    buf[i] = i;
            
foreach (var e in buf)
    Console.Write(e); // 01234

Перехват кода

Следующее нишевое нововведение позволяет перехватывать вызовы методов, заменяя их поведение. В C# 12 оно доступно в превью версии. Новый синтаксис предназначен для генераторов кода, поэтому не стоит удивляться его грубости:

var worker = new Worker();
worker.Run("hello"); // Worker says: hello
worker.Run("hello"); // Interceptor 1 says: hello
worker.Run("hello"); // Interceptor 2 says: hello
// ....
class Worker
{
    public void Run(string phrase)
        => Console.WriteLine($"Worker says: {phrase}");
}

static class Generated
{
    [InterceptsLocation("Program.cs", line: 3, character: 7)]
    public static void Intercept1(this Worker worker, string phrase)
        => Console.WriteLine($"Interceptor 1 says: {phrase}");

    [InterceptsLocation("Program.cs", line: 4, character: 7)]
    public static void Intercept2(this Worker worker, string phrase)
        => Console.WriteLine($"Interceptor 2 says: {phrase}");
}

Перехват осуществляется посредством указания атрибута InterceptsLocation, в который надо передать имя файла и позиции строки и символа, на которых вызывается метод.

Хоть польза для AOT здесь также имеется, фокус приходится на кодогенерацию. Например, можно было бы помечтать о библиотеках, упрощающих работу с аспектно-ориентированным программированием. Однако ещё более заманчиво звучат фреймворки для юнит-тестов – наконец-то можно будет перестать делать по интерфейсу на каждый класс, просто чтобы замокать его в тестах. По крайней мере, это активно дискутируется в сообществе, что приятно.

В любом случае, генераторы кода оказались невероятно мощным инструментом, так что расширение их функционала не может не радовать.

Заключение

Хоть на первый взгляд список изменений не кажется огромным (особенно сравнивая с предыдущими релизами), лично у меня интерес вызывают почти все, пусть иногда и вместе с опасениями :). Да и говоря начистоту, ещё не все изменения прошлых лет удалось осмыслить и начать вдумчиво применять на практике. Как, кстати, с этим у вас? Ну и C# 12, конечно, тоже давайте обсудим.

Все ссылки на спецификации нововведений можно найти в документации. А если хочется ознакомиться или напомнить себе о предыдущих версиях языка, то вот список обзорных статей прошлых лет:

Если хотите следить за мной и выходом статей на тему качества кода, то подписывайтесь на тви... экс-twitter мой, корпоративный, или ежемесячный дайджест лучших статей.

Последние статьи:

Опрос:

Попробуйте PVS-Studio бесплатно

Unicorn with gift
Популярные статьи по теме


Комментарии (0)

Следующие комментарии next comments
close comment form