Мы используем куки, чтобы пользоваться сайтом было удобно.
Хорошо
to the top
>
>
Советы основателя. Евгений Рыжков, гене…

Советы основателя. Евгений Рыжков, генеральный директор "СиПроВер" и разработчик PVS-Studio

13 Апр 2015

На "Мегамозге" вновь "Советы основателя". Недавно мы пообщались с Евгением - одним из создателей анализатора кода PVS-Studio и генеральным директором ООО "СиПроВер".

Это интервью впервые было опубликовано на русском языке на сайте megamozg.ru. Перепечатка и перевод сделаны с разрешения автора.

На "Мегамозге" вновь "Советы основателя". Недавно мы пообщались с Евгением - одним из создателей анализатора кода PVS-Studio и генеральным директором ООО "СиПроВер".

Евгению 30 лет и с 2008 года, со своим коллегой Андреем Карповым, они занимаются разработкой, продвижением и продажами статического анализатора кода PVS-Studio. Это продукт для программистов, обнаруживающий ошибки в исходном коде программ на C и C++ на этапе написания кода, до тестирования.

0316_Advice_ru/image1.png

Сегодня в "СиПроВер" работает 10 человек, офис компании находится в Туле. В прошлом году компания продала более 40 годовых лицензий на PVS-Studio, более половины клиентов продлевают лицензии на следующий год - показатель, которым гордятся создатели.

Для кого этот текст?

Статьи, блоги и книги, которые мы читаем, неизбежно оказывают влияние на то, как мы воспринимаем окружающий мир. Читая когда-то давно в подростковом возрасте статьи по "компьютерному" бизнесу, я представлял себе мир так, как было описано там. К сожалению, лишь годы спустя я понял, что далеко не все эти статьи имеют отношение к той действительности, в которой я живу. Я живу в провинциальном российском городе. И хотя 80% моих клиентов находятся в США и Европе, статьи про жизнь и бизнес в Кремниевой долине имеют мало отношения к моей действительности. Но тогда, много лет назад, я этого не понимал.

Возможно, этот текст попадётся на глаза молодому человеку, который только мечтает о своем ИТ-бизнесе. Я надеюсь, что смогу чуть-чуть спустить его на землю, чтобы в его жизни было меньше разочарований и недопонимания. Которые у меня иной раз проскакивают до сих пор.

1. Бизнес — это не спринт, не бег на длинные дистанции, а марафон (может быть, и не один)

Нам всем чрезвычайно интересно читать статьи про молодых ребят, которые только запустили свой проект, а уже через пару месяцев или максимум год их покупает Amazon, Google, Apple. Да еще и за кучу миллионов. Воодушевленные такими статьями, мы начинаем свой проект. Собрав все силы, выкладываемся по полной, запускаем его и замираем в трепетном ожидании. Ведь, по нашим внутренним ощущениям, Microsoft или Apple если не сейчас, то не позже, чем через месяц, должны написать нам. И предложить кучу акций и наличных за то, что наша компания (из трех-пяти человек) присоединится к ним. А Microsoft все не пишет и не пишет. Не пишет год, два, три...

Ребята, три года – это минимум, сколько должна прожить компания, чтобы ее продукт хоть чуть-чуть сформировался. Только по прошествии пяти лет можно утверждать, что клиенты компании действительно готовы платить и регулярно. А многие компании только после десяти лет могут похвастаться тем, что нашли свою нишу и научились зарабатывать деньги, выпустив не одну неудачную версию на выброс. К этому надо быть готовым.

2. О партнерах в бизнесе

Есть разные мнения о том, нужны ли в бизнесе партнеры или все стоит делать в одиночку. Есть куча примеров успеха, где основателей несколько. Есть не меньше примеров, где один основатель и тоже все хорошо. Я не знаю, как правильно. Я знаю, как у меня. Раз уж мы договорились, что бизнес – это марафон, то есть не менее 5 лет, то нельзя игнорировать тот факт, что люди меняются. Меняется настроение, меняется жизненная ситуация, меняется все. Это в проекте на полгода вы можете надеяться, что все останется как есть. А если проект будет длиться минимум пять лет, то когда-то вы устанете. Когда-то у вас будет депрессия. Когда-то вам захочется все бросить. И именно в такие моменты нужен партнер. Он сможет заменить вас на несколько месяцев, сможет поддержать как лично, так и в плане бизнеса. Жена – это хорошо, но вы не можете на жену повесить бизнес на пару месяцев, пока вы в печали. А на партнера можете.

По этой причине я не говорю, что "идеальная команда основателей должна покрывать все компетенции", как это принято в книгах. Да, здорово, когда кто-то технарь, кто-то предприниматель, кто-то, к примеру, дизайнер.

Но в нашей российской действительности если вы сможете найти себе партнера по бизнесу, который понимает вас и сможет поддерживать в минуты (и месяцы) печали – это уже будет большой плюс, по сравнению с отсутствием партнеров вообще. Этот текст – хороший повод поблагодарить моего партнера по бизнесу Андрея Карпова. Без него ничего бы не было. Андрей, спасибо!

3. Вы должны быть готовы чем-то пожертвовать: личной жизнью, деньгами, временем. Иногда и всем вместе. В идеале – это окупится

Бизнес никогда не дается легко. Подобно магии, он отбирает силы. Он что-то требует взамен. Мне не известны случаи, когда у людей получалось запустить бизнес играючи, без напрягов, ничем не жертвуя. Наверняка такие случаи есть. И уж точно про это написано куча статей. Просто я не видел этого в жизни.

В большинстве случае бизнес требует кучи времени. Речь о старте. Конечно потом, когда вы станете успешными, вы будете 300 дней в году проводить в отпусках. И лишь изредка проверять по телефону уведомления об очередных продажах. Изредка - потому что вы отключили автоматическое уведомление о продажах, так как их слишком много. Но пока вы до этого не доросли, куча времени уйдет на попытки разобраться как делать бизнес, что нужно клиентам, как общаться с коллегами. Временем жертвуют почти все. По крайней мере на первых порах.

Многие жертвуют и личной жизнью. В этом плане молодым людям, студентам все-таки полегче. Если нет семьи, то ты не должен думать о том, как ее прокормить и сколько времени ей нужно уделять. Но это очевидные банальности.

Часто нужно жертвовать и деньгами. Все те годы, которые нужны на то, чтобы бизнес хотя бы вышел на самоокупаемость, вы должны его "подкармливать".

Представьте, что вы студент 4-6 курса, который уже несколько лет работает программистом. И поскольку программисты сейчас в цене как никогда, то за несколько лет он накопил на хорошую машину, которую может купить без кредита. Вы на месте этого студента готовы отказаться от машины? Готовы потратить все эти деньги на "свой проект", который с вероятностью 99% провалится? Если да, то можно попробовать игру под названием "свой бизнес".

4. Про инвесторов

Я убежден, что свой стартовый капитал надо заработать. Хотя бы потому, что сейчас еще можно успеть вбежать в последний вагон, пока для старта ИТ-бизнеса не требуются серьезные финансовые ресурсы. Лет через 10-20 это уже будет не так.

Но есть и более серьезная причина для того, чтобы заработать свой стартовый капитал. Эта причина заключается в том, что кроме как заработать его взять просто неоткуда. Если вам повезло с богатыми родственниками или друзьями, то я вам завидую. Однако большинству людей это не доступно.

И тут возникает шальная мысль: а пойду-ка я к инвесторам! Ведь столько статей в интернете про инвесторов, что дают чуть ли не под идею.

Не тратьте свое и чужое время. Никто вам денег не даст. Ведь если вы еще ничего не вложили в проект, то почему кто-то должен вкладываться в ваш проект? Только когда вы что-то вложите (причем серьезное), то можете попробовать поискать кого-то еще. Но сильно надеяться на это не стоит, лучше все-таки заработать свой стартовый капитал самостоятельно.

Посчитайте (с запасом!) сколько вам нужно денег для старта. 100 000? 500 000? Или даже 1 000 000? Заработайте! Во-первых, разумнее будете их тратить и узнаете цену денег. Во-вторых, будете чувствовать себя увереннее. В-третьих, вам их просто никто не даст в любом случае. Вот когда вам будет хотя бы 40 лет и несколько успешных бизнесов позади, тогда и будете иметь право сказать: "Мое время очень дорого стоит, поэтому я не могу его тратить на первые шаги, пусть еще кто-то вложится". А пока - рановато.

Но как же заработать эти деньги? Ведь мне надо "пилить" мой проект!? Тут математика простая. Рабочая неделя длится 40 часов. В неделе — 168 часов. Так что сначала отработали на основной работе 40 часов "на дядю". Затем 40 часов уже можно и "на себя". Ещё и на сон останется.

Популярные статьи по теме


Комментарии (0)

Следующие комментарии next comments
close comment form
close form

Заполните форму в два простых шага ниже:

Ваши контактные данные:

Шаг 1
Поздравляем! У вас есть промокод!

Тип желаемой лицензии:

Шаг 2
Team license
Enterprise license
** Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности
close form
Запросите информацию о ценах
Новая лицензия
Продление лицензии
--Выберите валюту--
USD
EUR
RUB
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
Бесплатная лицензия PVS‑Studio для специалистов Microsoft MVP
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
Для получения лицензии для вашего открытого
проекта заполните, пожалуйста, эту форму
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
Мне интересно попробовать плагин на:
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
check circle
Ваше сообщение отправлено.

Мы ответим вам на


Если вы так и не получили ответ, пожалуйста, проверьте, отфильтровано ли письмо в одну из следующих стандартных папок:

  • Промоакции
  • Оповещения
  • Спам