to the top
close form

Заполните форму в два простых шага ниже:

Ваши контактные данные:

Шаг 1
Поздравляем! У вас есть промокод!

Тип желаемой лицензии:

Шаг 2
Team license
Enterprise license
** Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности
close form
Запросите информацию о ценах
Новая лицензия
Продление лицензии
--Выберите валюту--
USD
EUR
RUB
* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
Бесплатная лицензия PVS-Studio для специалистов Microsoft MVP
** Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
Для получения лицензии для вашего открытого
проекта заполните, пожалуйста, эту форму
** Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
Мне интересно попробовать плагин на:
** Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных. См. Политику конфиденциальности

close form
check circle
Ваше сообщение отправлено.

Мы ответим вам на


Если вы так и не получили ответ, пожалуйста, проверьте папку
Spam/Junk и нажмите на письме кнопку "Не спам".
Так Вы не пропустите ответы от нашей команды.

>
>
>
Простая ошибка при кодировании - не зна…

Простая ошибка при кодировании - не значит нестрашная ошибка

19 Апр 2017

Популяризируя статический анализатор кода PVS-Studio, мы обычно пишем статьи для программистов. Однако, на некоторые вещи программисты смотрят одностороннее. Именно поэтому и существуют менеджеры программных проектов, которые могут управлять процессом развития проекта направлять его в нужное русло. Я решил написать несколько статей, целевой аудиторией которых являются менеджеры программных проектов. Эти статьи помогут им лучше ориентироваться в вопросах использования методологии статического анализа кода. Сейчас мы рассмотрим ложный постулат: "ошибки кодирования несущественны".

0499_banal_bugs_ru/image1.png

Недавно я написал статью "Статья о статическом анализе кода для менеджеров, которую не стоит читать программистам". Вполне закономерно к ней начали оставлять комментарии о том, что нет пользы от инструмента поиска простых ошибок. Приведу один из таких комментариев:

Причина простая: основные баги — в алгоритмах. В работе аналитиков, математиков, постановщиков, алгоритмистов. А багов при кодировании — не так много.

В общем, ничего нового. Опять мы встречаемся с мифом, что профессиональные разработчики не допускают простых ошибок. А если и допускают, то это не страшно: такие ошибки легко найти и, как правило, они не критичные.

Обсуждать утверждение, что профессионалы не допускают ляпов, я смысла не вижу. Эта тема уже много раз была разобрана мною в статьях. В конце концов, если всё так просто, почему все эти профессионалы наделали так много ошибок в известных проектах. На данный момент, нами найдено уже более 11000 ошибок в открытых проектах, хотя мы никогда не стремились выявить как можно больше ошибок. Это просто побочный продукт написания статей.

Сейчас мне интереснее обсудить вот какую тему: многие программисты считают, что по-настоящему серьезные ошибки можно допустить только при реализации алгоритмов. Вот здесь я хочу предостеречь менеджеров - это не так. Любая ошибка может быть критичной. Я не отрицаю, что ошибки в алгоритмах крайне важны, однако, не следует недооценивать важность опечаток и обыкновенных ляпов.

Некоторые программисты заявляют: раз анализатор не умеет искать ошибки в сложных алгоритмах, то он не нужен. Да, сложные алгоритмические ошибки анализатор искать не умеет, для этого нужен искусственный интеллект, который пока не создан. Тем не менее, искать обыкновенные ошибки в коде столь же важно и нужно, как и алгоритмические ошибки.

Чтобы не быть голословным, предлагаю вам 3 примера.

Для начала можно вспомнить критическую уязвимость в iOS, появившуюся из-за двойного goto.

if ((err = SSLHashSHA1.update(&hashCtx, &serverRandom)) != 0)
  goto fail;
if ((err = SSLHashSHA1.update(&hashCtx, &signedParams)) != 0)
  goto fail;
  goto fail;
if ((err = SSLHashSHA1.final(&hashCtx, &hashOut)) != 0)
  goto fail;

Подробности изложены в статье Apple's SSL/TLS bug. Не важно появилась эта ошибка из-за опечатки или неудачного merge. Явно, это "механическая" ошибка, не имеющая отношения к математике или алгоритмам. При этом, подобная ошибка обнаруживается анализатором PVS-Studio.

Теперь вспомним уязвимость в MySQL: Security vulnerability in MySQL/MariaDB sql/password.c.

char foo(...) {
  return memcmp(...);
}

Ошибка возникает из-за неявного приведения типа (int -> char), при котором отбрасываются значения старших битов. Это вновь ошибка, которая не имеет отношения к сложным алгоритмам и прекрасно выявляется анализатором PVS-Studio. Не смотря на свою простоту, ошибка приводит к тому, что на некоторых платформах в 1 случае из 256 процедура сравнения хэша с ожидаемым значением всегда возвращает значение 'true', независимо от хэша.

Третий пример. Я участвовал в разработке пакета численного моделирования газодинамических процессов. Масса математики, алгоритмов и т.д. И, конечно, были связанные с этой математикой ошибки и проблемы. Однако, мне намного больше запомнились проблемы, возникающие из-за переноса кода на 64-битные системы. Кстати, именно тогда и зародилась идея создать анализатор Viva64, который потом развился в PVS-Studio (история: как 10 лет назад начинался проект PVS-Studio).

Одна из ошибок была связана с неправильным позиционированием в файле с помощью функции _fseeki64. Пакет моделирования, став 64-битным, смог обрабатывать больший объем данных и, как результат, записывать данные большего объема на диск. Вот только потом, не мог их правильно прочитать. Причем, нельзя сказать, что код был написан как-то уж очень плохо. Приблизительно там было так:

unsigned long W, H, D, DensityPos;
....
unsigned long offset = W * H * D * DensityPos;
res = _fseeki64(f, offset * sizeof(float), SEEK_SET);

Возникает переполнение при перемножении переменных. В защиту программиста можно сказать, что, когда он писал этот код, сложно предположить, что в Win64 (ILP32LL) размер типа long останется 32-битным. Эту ошибку искали очень долго. Когда приводится вот такой псевдокод, кажется всё простым и понятным. На практике же, очень сложно было понять, почему при превышении определенного порога объёма обрабатываемых данных, начинаются странные ошибки. Неделю отладки легко можно было бы заменить проверкой кода с помощью PVS-Studio, который в два счёта нашел бы описанный баг. Алгоритмы и математика при переходе на 64-битную систему как раз не повлекли за собой никаких сложностей.

Как видите, простые ошибки могут приводить к серьезным последствиям. Лучше находить их как можно больше с помощью статического анализатора, а не проводя часы и дни в отладчиках. И уж тем более, лучше найти ошибку самим. Худший вариант: выясняется, что ваше приложение содержит уязвимость, но оно уже инсталлировано на десятках тысяч компьютеров.

Да и просто полезно найти как можно больше простых ошибок с помощью инструментов, чтобы посвятить себя поиску дефектов в алгоритмах и созданию новой функциональности.

Кстати, предлагаю менеджерам, читающим эту статью, воспользоваться нашими услугами по проверке их проектов. Предлагаем заключить маленький контракт, в рамках которого мы исследуем проект и исправим все ошибки, которые сможем найти. Во-первых, это в любом случае будет полезно, а во-вторых, если результат вам понравится, это откроет путь для дальнейшего сотрудничества. В случае необходимости мы готовы подписать NDA. Предлагаю обсудить детали по почте.

Дополнительные ссылки:

Популярные статьи по теме
64-битные ошибки: LONG, LONG_PTR и привет из прошлого

Дата: 09 Мар 2023

Автор: Андрей Карпов

В целом, 64-битные ошибки - дело минувших дней. Мало кто сейчас занимается портированием кода с 32-битной на 64-битную систему. Кому это было нужно, уже портировали свои приложения. Кому не нужно, то…
Приключения капитана Блада: потонет ли Арабелла?

Дата: 14 Фев 2023

Автор: Владислав Столяров

Недавно в сети появилась новость о том, что был открыт исходный код игры "Приключения капитана Блада". Мы не смогли пройти мимо и проверили его качество с помощью PVS-Studio. Потонет ли легендарный к…
Тонкости C++: итак, вы объявили класс…

Дата: 07 Фев 2023

Автор: Сергей Ларин

Во время работы наша команда постоянно сталкивается с некоторыми особенностями языка, которые могут быть неизвестны рядовому C++ программисту. В этой статье мы расскажем о том, как работает, казалось…
Под капотом SAST: как инструменты анализа кода ищут дефекты безопасности

Дата: 26 Янв 2023

Автор: Сергей Васильев

Сегодня речь о том, как SAST-решения ищут дефекты безопасности. Расскажу, как разные подходы к поиску потенциальных уязвимостей дополняют друг друга, зачем нужен каждый из них и как теория ложится на…
Ложные представления программистов о неопределённом поведении

Дата: 17 Янв 2023

Автор: Гость

Неопределённое поведение (UB) – непростая концепция в языках программирования и компиляторах. Я слышал много заблуждений в том, что гарантирует компилятор при наличии UB. Это печально, но неудивитель…


Комментарии (0)

Следующие комментарии next comments
close comment form
Unicorn with delicious cookie
Мы используем куки, чтобы пользоваться сайтом было удобно.
Хорошо