Точка следования (англ. Sequence point) — в программировании любая точка программы, в которой гарантируется, что все побочные эффекты предыдущих вычислений уже проявились, а побочные эффекты последующих еще отсутствуют.
Их часто упоминают, говоря о языках Си и Си++, поскольку в этих языках особенно просто записать выражение, значение которого может зависеть от неопределённого порядка проявления побочных эффектов. Добавление одной или нескольких точек следования задает порядок более жестко и является одним из методов достижения устойчивого (т.е. корректного) результата.
Точки следования необходимы в ситуации, когда одна и та же переменная изменяется в выражении более одного раза. Часто в качестве примера приводят выражение i=i++, в котором происходит присваивание переменной i и её же инкремент. Какое значение примет i? Стандарт языка должен либо указать одно из возможных поведений программы как единственно допустимое, либо указать диапазон допустимых поведений, либо указать, что поведение программы в данном случае совершенно не определено. В языках Си и Си++ вычисление выражения i=i++ приводит к неопределённому поведению, поскольку это выражение не содержит внутри себя ни одной точки следования.
В Cи и Си++ определены следующие точки следования:
Рассмотрим теперь несколько примеров, приводящих к неопределенному поведению:
int i, j;
...
X[i]=++i;
X[i++] = i;
j = i + X[++i];
i = 6 + i++ + 2000;
j = i++ + ++i;
i = ++i + ++i;
Во всех этих случаях невозможно предсказать результат вычислений. Конечно, эти примеры искусственны и опасность в них видна сразу. Рассмотрим фрагмент кода, найденный анализатором PVS-Studio в реальном приложении:
while (!(m_pBitArray[m_nCurrentBitIndex >> 5] &
Powers_of_Two_Reversed[m_nCurrentBitIndex++ & 31]))
{}
return (m_nCurrentBitIndex - BitInitial - 1);
Компилятор может вычислить вначале как левый, так и правый аргумент оператора '&'. Это значит, что переменная m_nCurrentBitIndex может быть уже увеличена на единицу при вычислении "m_pBitArray[m_nCurrentBitIndex >> 5]". А может быть ещё не увеличена.
Этот код может долго и исправно работать. Однако следует учитывать, что гарантированно корректно он будет себя вести только при сборке определенной версией компилятора с неизменным набором параметров компиляции. Корректный вариант кода:
while (!(m_pBitArray[m_nCurrentBitIndex >> 5] &
Powers_of_Two_Reversed[m_nCurrentBitIndex & 31]))
{ ++m_nCurrentBitIndex; }
return (m_nCurrentBitIndex - BitInitial);
Этот код более не содержит неоднозначностей. Заодно исчезла магическая константа "-1".
Программисты часто считают, что неопределенное поведение может возникать только при использовании постинкремента, в то время как преинкремент безопасен. Это не так. Рассмотрим пример общения на эту тему.
Вопрос:
Скачал ознакомительную версию PVS-Studio, прогнал свой проект и получил такое предупреждение: V567 Undefined behavior. The 'i_acc' variable is modified while being used twice between sequence points.
Код
i_acc = (++i_acc) % N_acc;
Как мне кажется, здесь нет undefined behavior, так как переменная i_acc не участвует в выражении дважды.
Ответ:
Неопределенное поведение здесь есть. Другое дело, что вероятность проявления ошибки весьма мала. Оператор '=' не является точкой следования. Это значит, что вначале компилятор может поместить значение переменной i_acc в регистр. Затем увеличить значение в регистре. После чего вычислить выражение и записать результат в переменную i_acc. После чего вновь записать в эту переменную регистр с увеличенным значением. В результате мы получим код вида:
REG = i_acc;
REG++;
i_acc = (REG) % N_acc;
i_acc = REG;
Компилятор имеет на это полное право. Конечно, на практике, скорее всего он сразу увеличит значение переменной, и тогда всё будет работать так, как ожидает программист. Но полагаться на это нельзя.
0