Список — это структура данных, хранящая элементы в линейном порядке и позволяющая эффективно вставлять и удалять элементы в любом месте последовательности. Списки бывают односвязными и двусвязными. Списки, основные их методы, преимущества и недостатки разобраны в этой статье [теория]. В данной статье реализуем односвязный список на C. Полный код можно посмотреть здесь.
Односвязный список состоит из узлов. В каждом узле хранится указатель на следующий узел и сами данные:
typedef struct node_t
{
struct node_t *next;
int data;
} node_t;
Список — это просто указатели на первый и последний узлы:
typedef struct single_linked_list_t
{
node_t *head;
node_t *tail;
} single_linked_list_t;
Для инициализации используем функцию add_item_to_end, которая вставляет элемент в конец списка. В инициализирующую функцию нужно передать указатель на список, количество элементов и сами элементы:
int initialize_list(single_linked_list_t *list, int count, ...)
{
list->head = list->tail = NULL;
va_list number;
va_start(number, count);
for (int i = 0; i < count; ++i)
{
add_item_to_end(list, va_arg(number, int));
}
va_end(number);
return 0;
}
Для вставки элемента в начало списка создаём новый узел. Следующим после него узлом становится узел, бывший до вставки первым. Также нужно обновить указатель на первый узел, поэтому передаём в функцию add_item_to_begin указатель на список list. Не забываем обновить указатель last в случае, если до вставки он был нулевым (вставляли в пустой список).
int add_item_to_begin(single_linked_list_t *list, int item)
{
if (list == NULL) return -1;
node_t *newNode = (node_t*) malloc(sizeof(node_t));
if (newNode == NULL) return -2;
newNode->data = item;
newNode->next = list->head;
list->head = newNode;
if (list->tail == NULL)
{
list->tail = newNode;
}
return 0;
}
Если исходный список пустой, то вставка в конец — это то же самое, что и вставка в начало, в таком случае вызываем уже реализованную ранее функцию add_item_to_begin.
Чтобы не искать последний узел списка, используем уже сохранённый указатель last. Создаём новый узел и вставляем его после последнего узла.
int add_item_to_end(single_linked_list_t *list, int item)
{
if (list == NULL) return -1;
if (list->tail == NULL)
{
return add_item_to_begin(list, item);
}
node_t *newNode = (node_t *) malloc(sizeof(node_t));
if (newNode == NULL) return -2;
newNode->data = item;
newNode->next = NULL;
list->tail->next = newNode;
list->tail = newNode;
return 0;
}
Для вставки в произвольное место списка используем функцию add_item_after. Эта функция принимает в качестве аргументов указатель на список, указатель на узел, после которого нужно выполнить вставку, и элемент, который нужно вставить.
int add_item_after(single_linked_list_t *list, node_t *pos, int item)
{
if (list == NULL) return -1;
if (pos == NULL) return add_item_to_end(list, item);
node_t *newNode = (node_t *) malloc(sizeof(node_t));
if (newNode == NULL) return -2;
newNode->data = item;
newNode->next = pos->next;
pos->next = newNode;
return 0;
}
Для примера обхода списка реализуем функцию print_list, распечатывающую через пробел элементы списка:
void print_list(single_linked_list_t list)
{
node_t *current = list.head;
fputs("[ ", stdout);
while (current)
{
printf("%d ", current->data);
current = current->next;
}
fputs("]\n", stdout);
fflush(stdout);
}
Для поиска элемента в списке просто проходим по узлам списка, пока элемент не будет найден или узлы не закончатся:
node_t* find_item(single_linked_list_t list, int item)
{
node_t *current = list.head;
while (current)
{
if (current->data == item)
{
return current;
}
current = current->next;
}
return NULL;
}
Для удаления элементов реализуем функцию delete_item_after. Для удаления узла нужно обновить указатель next у узла:
int delete_item_after(single_linked_list_t *list, node_t *node)
{
if (list == NULL || list->head == NULL) return -1;
if (node == NULL)
{
list->head = list->head->next;
free(list->head);
return 0;
};
if (node->next == NULL) return -3;
node_t* nodeToDelete = node->next;
node->next = node->next->next;
free(nodeToDelete);
return 0;
}
Здесь есть один особый нюанс — удаление первого узла. У него нет предыдущего узла, поэтому данный случай обрабатываем отдельно.
Для очистки всего списка реализуем функцию delete_list. Для этого надо проитерироваться по всему списку, начиная с головы, пока не достигнем нулевого указателя:
int delete_list(forward_list_t list)
{
if (list.head == NULL || list.tail == NULL) return -1;
node_t *current = list.head;
node_t *next;
while (current)
{
next = current->next;
free(current);
current = next;
}
return 0;
}
Мы изучили сайт Stack Overflow, чтобы понять, с какими ошибками чаще всего сталкиваются люди при попытке реализовать списки. Разберём несколько типовых ошибок.
Давайте рассмотрим пример ошибки:
node_t* find_item(DoubleLinkedList list, int item)
{
node_t *current = list.head;
while (current)
{
if (current->data == item)
{
return current;
}
}
return NULL;
}
В данном фрагменте кода забыт переход на следующий узел списка:
current = current->next;
Это достаточно частый случай, когда где-то забывают перейти к следующему элементу списка. Такие ошибки можно выявить более внимательным самостоятельным обзором кода. Дополнительно для поиска этой и других ошибок вы можете использовать анализатор кода PVS-Studio, встроенный в Compiler Explorer. Вот что выдал анализатор на этом примере:
<source>:125:1: warning: V1044 Loop break conditions do not depend on the number of iterations.
125 — это номер строки с ошибкой.
Действительно, условие цикла while будет истинным вне зависимости от количества итераций, и получится бесконечный цикл.
Часто отсутствует проверка указателя, который возвращает функция malloc. Функция может вернуть NULL при недостатке свободной памяти. В простых маленьких программах этого не происходит, поэтому кажется, что код написан правильно. Однако при разработке больших программных решений проверками пренебрегать нельзя. Подробнее эта тема рассматривается в статье "Четыре причины проверять, что вернула функция malloc".
В данной статье мы разобрали, как реализовать односвязный список на языке C. Хорошим помощником при изучении программирования и выполнении лабораторных работ может стать сочетание Compiler Explorer и PVS-Studio.
Compiler Explorer позволяет быстро проводить эксперименты с кодом прямо в браузере. PVS-Studio, встроенный в Compiler Explorer, поможет быстро найти многие ошибки. См. статью: Тем, кто учится программировать и решил написать вопрос на Stack Overflow: "Почему код не работает?".
0